Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Необходимость создания образовательного кластера в подготовке специалистов туристской индустрии на базе Казанского федерального университета

Шабалина С.А.,
Казанский (Приволжский) федеральный университет

ТуриндустрияПрограмма развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» на 2010 - 2019 годы направлена на создание качественно нового высшего учебного заведения, обладающего собственным потенциалом дальнейшего развития и способного успешно содействовать решению задач социально-экономического развития в Республике Татарстан и Приволжском федеральном округе. В течение указанного периода федеральному университету предстоит достичь мирового уровня преподавания и научных исследований, стать интеллектуальным центром экономического и социального развития Приволжского федерального округа, а также способствовать повышению конкурентоспособности экономики и образования страны в целом [1].

Одним из элементов конкурентноспособности республики выступает туристская индустрия. Именно с ее развитием связывается и согласуется программа создания новых дополнительных рабочих мест, повышение благосостояния населения, узнаваемость Татарстана на мировом рынке. Безусловно, в республике сложилась благоприятная ситуация для появления новых объектов инфраструктуры и реконструкции старых в связи с предстоящими событиями мирового уровня. Однако, их строительство и ввод в эксплуатацию не вызывает никакого сомнения в их качестве и техническом оснащении, согласно мировым стандартам. Важной проблемой, на мой взгляд, является обеспечение, наполнение их качественными, профессиональными, коммуникативными кадрами.

В связи с заявленными целями модернизации образования в Казанском университете и огромными возможностями подготовки профессиональных кадров для туристcкой индустрии возможна организация образовательного кластера, который может стать связующим звеном между потребностями со стороны туристского рынка и образовательным учреждением, которое будет выпускать специалистов ориентируясь именно на потребности этого рынка.

Наиболее эффективное формой подготовки выступает образовательный кластер, его возможности крайне широки. Существующие примеры действующих образовательных кластеров в республике прекрасный наглядный тому результат. Это корпоративная система многоуровневой и непрерывной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров из необходимых потребностей ОАО «Татнефть» на базе Альметьевского нефтяного института. Так была создана программа, которая позволяет создавать описание любой профессии на основе анкеты, разработанной с использованием материалов ISO 9000 (международные стандарты качества деятельности организаций). Она используется не только для подготовки студентов, но и для оптимизации всей кадровой работы с учетом наиболее актуальных и конкретных критериев, предъявляемых к каждому рабочему месту в "Татнефти". Нефтяной институт и компания сотрудничают как единый научно-производственный комплекс [2]. Это договор «О творческом сотрудничестве и совместной деятельности между ГОУ ВПО «КГТУ имени А.Туполева», администрацией Зеленодольского района, Зеленодольского механического колледжа и ФГУП «ПО «Завод имени Серго». Это существующий образовательный кластер «Инфокоммуникации и связь Республики Татарстан», в который уже входят несколько вузов и техникумов Татарстана. Подписано четвертое соглашение о партнерстве в области подготовки квалифицированных кадров в образовательном кластере транспортного комплекса Республики Татарстан. Свои подписи под соглашением поставили руководители всех госпредприятий транспортной отрасли и вузов, которые готовят для них кадры. И только для подготовки кадров для туриндустрии республики ситуация как в той известной басне И.А.Крылова.

Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка, именно на этом в современной России строиться региональная политика. То есть, организовываясь в упорядоченную систему (кластер), организации одновременно ослабляют окружение, являясь точкой роста, к которой начинают «пристыковываться» другие организации. Таковым стержневым элементом системы может служить университет, а организации будут соотноситься с ним производственными связями.

СпециалистыПроанализировав более ста отраслей в десяти странах, М. Портер утверждает, что «наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а порой даже в одном регионе страны» [3]. Указанный процесс территориальной централизации компетенций обусловлен образованием положительных обратных связей, когда одна или несколько наиболее перспективных фирм, распространяют свое положительное влияние на ближнее окружение, которое, развиваясь при этом более интенсивно, начинает положительно влиять на развитие указанных фирм [4]. В нашем случае эта роль будет относиться к Казанскому федеральному университету, как центру современной подготовки специалистов. Образованные горизонтальные и вертикальные связи будут производить синергический эффект и способствовать снижению трансакционных издержек. Более того, другие образовательные учреждения вынуждены будут оказывать поддерживающее влияние друг на друга, будучи связанными одной нишей. То есть, одновременно существуя в конкурентной среде, вузам придется вопреки правилам конкуренции «помогать» друг другу развиваться. Нетрудно заметить, что конкуренция сосуществует с сотрудничеством и это прекрасно! Разумнее объединить усилия и реализовать указанный проект сообща, декларируя единые стандарты подготовки. В основе образования кластера лежат не отношения собственности, а скорее рыночные отношения «выгодности» более «плотного» интегрированного взаимодействия, основанного на образовании связей между различными элементами организаций. Осознание «центральной» корпорацией того объективно существующего факта, что необходимо развивать ближнее окружение, которое не всегда может профинансировать серьезные исследования в соответствующих областях. Так проявляется инновационный характер кластера как интеграционного механизма, основанного на рыночных отношениях.

Литература

  1. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» на 2010 - 2019 годы
  2. Республика Татарстан. Общественно-политическая газета. - № 48 (25904) от 16.03.2007.
  3. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения. – 1993
  4. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // «Теория и практика управления», №5, 2003 г.