Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Проблемы развития индустрии туризма в России: Основные тенденции и перспективы

Тюшнякова К.К., Сукманов А.А.
Южно-Уральский Государственный Университет, Миасс

Развитие туризмаРазвитие туризма помогает выполнению определенных функций социального характера, создающих благоприятные условия для развития общества. Туризм способствует восстановлению сил и трудоспособности человека; рациональному использованию свободного времени людей, важную роль туризм выполняет в деле трудовой занятости и повышения жизненного уровня местного населения; кроме того, его можно считать экологически безопасной сферой деятельности людей обогащающей социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств, народов. Важно подчеркнуть основную функцию туризма – социальную. Человек постоянно находится в состоянии стресса, а это приводит к истощению, быстрому изнашиванию организма. Человек устает как физически, так и психологически, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций как в быту, так и на производстве, снижению уровня активности. И для того чтобы пополнить свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневных бытовых обязанностей, человек должен активно отдыхать. Социальная сущность туризма проявляется в организации досуга населения; сглаживании различий и предупреждении конфликтов в обществе; формировании новых связей между отдельными людьми и группами; повышении культурного уровня населения и распространении культурных ценностей. Велико социальное и культурно-воспитательное значение туризма: знакомство с историей, природой и культурой других стран расширяет кругозор человека, углубляет его эстетическое восприятие художественных и природных ценностей. В настоящее время туризм признан специфическим явлением промышленной цивилизации, потребностью современного человека.

Уровень развития социального туризма отражает общее состояние социальной сферы в стране. В нашей стране социальному туризму уделяется пока недостаточное внимание государства. В федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о социальном туризме сказано: «туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. Данная формулировка – пока единственная в отношении именно социального туризма – так и не действует. До сих пор не разработан регламентирующий документ, который конкретизировал бы, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить от государства полагающуюся ему по закону часть бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Кроме того, отсутствует программа развития социального туризма, нет и строки в государственном бюджете о финансировании социального туризма. Законодательное отлучение в России туризма от рынка обернулось на практике тем, что сфера коммерческих туристских услуг оказалась полностью в руках коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных задач, социальных целей. В итоге исчез дешевый туристский продукт. Для большинства российских граждан возможность путешествовать по России перестала быть доступной. Это относится не только к дальнему, среднему, но и к ближнему туризму, даже к туризму выходного дня. Тем самым лишились массовой посещаемости российские музеи, памятники природы, истории и культуры, объекты размещения, особенно недорогие турбазы и гостиницы. Стационарные, в прошлом пионерские, летние и зимние лагеря, общедоступные точки питания, транспортные средства и многое другое. Не будучи востребованной, утратив денежные поступления, вся эта материальная база пришла в негодность. Приведём лишь несколько сопоставлений: 1991 г. – 300 миллионов отечественных туристов, экскурсантов, путешествовавших по всей стране; 1997 г. – 15 миллионов (сокращение в 20 раз) В 2008 году - около 13 миллионов человек. В 1983 г. реализацией туристских программ занимались 1,5 тыс бюро путешествий и экскурсий и 1,5 млн профсоюзных и комсомольских комитетов. Ежегодно вводилось несколько десятков новых объектов социального туризма – 3 тыс. мест каждый год. В 1989г. около 89% объема предоставляемых туристских услуг дотировались органами социального страхования, профсоюзами, предприятиями и организациями. В настоящее время такая социальная поддержка предоставляется фондом социального страхования только инвалидам и детям до 16 лет, пользующимся путевками в санаторно-курортные организации и оздоровительные учреждения, находящиеся на территории России.

Индустрия туризмаПосле распада СССР, отмены государственного регулирования и бюджетных дотаций удельный вес туристских услуг, без учета экскурсий, на душу населения в России резко снизился — с 23% в бывшем СССР в 1989 г. до 4,1% в России в 2001 г., а в 2008 году – 2.7% (аналогичный показатель для Франции – 54 %, Голландии – 65%, Швеции – 75%). Существенную роль в оказании услуг стали играть организации частной формы собственности, и в 2004 году ими было оказано более 40% объема услуг, а по отдельным видам эта доля значительно выше. Так, на рынке туристских услуг она составляет более 85%.Однако, согласно статистике, экономический и финансовый кризис оказал негативное влияние на туристский рынок. По некоторым данным за 2009 год, объемы въездного и выездного туристских потоков снизились на 7% и 17% соответственно, что явилось в первую очередь следствием сокращения платежеспособности населения и общего снижения расходов граждан на отдых. На туристском рынке наблюдалось перераспределение предпочтений российских граждан в сторону отдыха на отечественных курортах. По итогам 2010 года объем внутреннего туристского потока составил свыше 32 млн человек, что на 1,6% больше к уровня 2009 года (за границей отдыхали 20%, в том числе в странах дальнего зарубежья менее 10%). Однако рост внутреннего туристского потока в основном происходил за счет туристов, самостоятельно организующих свои поездки на отдых. Указанные факторы привели к падению объемов выручки туроператоров. За последнее десятилетие социальный туризм в России во многом сократился. Базовое конституционное положение о том, что Российская Федерация – социальное государство, зависло, не поддается реализации, если рассматривать права граждан, относящиеся к сфере туризма. В новых рыночных условиях и при слабой экономике страны существовавшая ранее модель социального туризма практически не возможна. Для возрождения социального туризма потребуются новые концептуальные подходы, основанные на разумном балансе интересов государства, его граждан и туристских организаций. Мировой опыт убеждает, что массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью наличных денег, что увеличивает занятость, инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. Подсчитано, что один рубль, вложенный в туристский бизнес, даёт возврат от семи до десяти рублей.