Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Музейно-туристические перспективы развития города Чистополя

Сидорова И.Б., Федорова Н.А.
Казанский федеральный Университет

Развитие ЧистополяCреди наиболее привлекательных с точки зрения туризма достопримечательных мест Республики Татарстан в настоящее время обычно называют Казань, Елабугу, Болгар, Свияжск, хотя этот список можно было бы продолжить. Город Чистополь по всем признакам должен быть в него включен, имея прекрасное географическое положение близ слияния рек Волги и Камы, уходящее в глубь веков прошлое, многочисленные памятники истории и культуры,1 в том числе здания XIX – начала XX вв., два музея, отражающих местную историю, археологию, этнографию, развитие отечественной литературы и искусства. Если к этому добавить отстоящие на не очень большом расстоянии замечательные историко-культурные заповедники - Билярский (48 км), Болгарский (124 км), Елабужский (172 км), находящийся поблизости музей классика татарской литературы Гаяза Исхаки в селе Кутлушкино, то Чистополь можно рассматривать и как радиальный центр организации туристических поездок по Татарстану.

Возможности Чистополя в плане развития туризма заключаются в грамотном и умелом использовании культурного и природного наследия. Попытаемся наметить данную перспективу, с использованием потенциала двух существующих музеев – Уездного города и Бориса Пастернака, а также создания новых. Фактически надо говорить о музеефикации памятников истории и культуры города Чистополя.2

Музей уездного города настоятельно требует значительной реконструкции, ибо сейчас ничем не выделяется на фоне других краеведческих музеев. От недостатка экспозиционных площадей проигрывают теснящие друг друга экспонаты и отсутствуют элементарные удобства для посетителей. Оригинальному названию музея не соответствует большинство разделов музея - археологии, древней истории и этнографии, советского периода и современности, поэтому их следовало бы разместить отдельно. Бывший купеческий особняк, в котором он сейчас находится, может стать действительно Музеем уездного города, если в нем оставить экспозицию, посвященную XVIII – началу XX вв., где будет широко представлен материал, относящийся к истории Чистополя данного времени, - его жителях разных сословий, вероисповеданий и национальностей, их трудовой и общественной деятельности, народном образовании, культуре и отдыхе.

ЧистопольСвоеобразие Чистополя долгое время заключалось в его роли как одного из крупнейших центров хлебной торговли Волжско-Камского региона.3 Конечно, были и другие центры, например, Елабуга, но в настоящее время в Елабуге делается акцент на памятниках древней истории края (Ананьинский могильник, так называемое Чертово городище), музеях И.Шишкина, Н.Дуровой, М.Цветаевой. Значение торговли хлебом в жизни Елабуги, безусловно, подчеркивается, но не является доминантой музейно-экскурсионно-туристической деятельности. Поэтому создание Музея хлеба (или Музея хлебной торговли) в Чистополе представляется целесообразным, новым и перспективным делом. Но он не должен быть музеем в привычном понимании этого слова. Нам видится комплекс объектов, позволяющий проследить весь цикл выращивания, сбора, транспортировки, купли-продажи зерна, хранения, переработки и даже потребления хлеба.

Музей хлеба и Музей уездного города должны быть связаны между собой, не дублируя друг друга. Музей хлеба, располагаясь в особом здании, будет центром, объединяющим различные культурные, производственные и торговые объекты в городе, имеющие отношение к Хлебу. Экспозиция в нем отразит историю и современное состояние хлебопроизводства, в том числе вопросы технологии, интересные как для широкой публики, так и для специалистов. В Музее хлеба будут активно использоваться информационные технологии, интерактивные методы. Можно предусмотреть компьютерные игры, викторины, разнообразные квесты.

Музей уездного города может показать своими средствами участие разных сословий и социальных групп (крестьянства, дворянства, купечества, мещанства, духовенства, ремесленников, рабочих) в производстве, продаже, переработке и потреблении зерновых хлебопродуктов. Очень наглядно предстанет уважительное отношение к хлебу разных народов и конфессий. Хлеб был и остается частью религиозного действа. Посещение действующего храма можно связать с данной темой.

И другие отделы краеведческого музея, о которых мы уже упоминали, будут работать на главную тему. Вопрос о том, какими они должны быть, заслуживает специального рассмотрения, сейчас лишь отметим, что особое внимание потребует отражение земледельческих традиций, показ орудий труда, образцов возделывавшихся культур, способов получения муки, выпечки хлеба и т.п. Этнография народов края может быть представлена традиционными методами (в виде комплексов), но лучше воссоздать крестьянские усадьбы - татарскую, чувашскую, русскую, путем их перевоза с мест бытования вместе с жилыми и хозяйственными постройками. Раздел этнографии должен представлять не только образцы материальной культуры, но и давать возможность говорить о верованиях, традициях и обрядах, легендах и преданиях, песнях и танцах. Непосредственным участником народных празднеств в зависимости от времени года может стать любой посетитель музейного комплекса. И, конечно, в нем пойдет речь о хлебном каравае. Откуда пошло такое название – «каравай»? На эти и другие вопросы посетители музея смогут найти ответы.

Очень желательно реконструировать типы традиционных мельниц – ветряной и водяной. Во второй половине XIX века их насчитывалось в Чистополе более полусотни. Реконструкция – дело дорогое, но его можно осуществлять постепенно, год за годом. Важно только, чтобы мельницы были не макетами, а действительно работающими агрегатами, перемалывающими зерно. Затем муку и крупу можно продавать под маркой традиционных технологий. И это будет соответствовать исторической действительности, ведь до революции Чистополь отличался от большинства других торговых городов России, стоявших на судоходных реках, тем, что был одновременно центром мощной хлебопереработки.4 Сохранились здания бывших мукомольных фабрик, паровых мельниц, круподёрен, складских помещений, принадлежавшие П.М. и П.П.Шашиным, В.Л.Челышеву, О.Ф.Назаровой, А.В.Курятникову, И.И.Лузикову.5


Примечания

  1. По городу Чистополю зарегистрировано 106 объектов. - Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. – Т.1. – Административные районы. – Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 1999. С. 368-402.
  2. Музеефикация предполагает «преобразование недвижимых памятников истории и культуры или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения, выявления их историко-культурной, научной, эстетической ценности и активного включения в современную культуру». – Российская музейная энциклопедия. В двух томах. Т. 1. М.: Прогресс, «Рипол Классик», 2001. С. 390.
  3. Гафиатуллина Л.Г. Торгово-экономическая жизнь Чистополя во второй половине XIX – начале XX вв.: автореф.дис.на соиск.учен.степ.к.и.н.: спец. 07.00.02. Казань, Б.и., 2007.
  4. Липаков Е. Экономика города в дореволюционный период // Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего. Казань: Изд-во «По городам и весям», 2004. – С. 79, 80.
  5. Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. – Т.1. – Административные районы. – Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 1999. С. 372, 395, 396-397, 398.