Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Методический подход к оценке структуры потребления туристского продукта

Мартышенко Н.С.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

В процессе туристской поездки турист потребляет широкий спектр услуг (транспортные, размещение, развлечение и т. д.). Чтобы ответить на вопрос: «Чего хочет турист?», необходимо исследовать весь цикл потребления туристского продукта, начиная от первого этапа – выбора тура до этапа воспоминаний, и высказывания впечатления среди родных, друзей и коллег по работе.

Наиболее надежным источником информации о туристском продукте являются сами туристы, совершившие туристскую поездку. Эта информация может быть получена с помощью анкетных опросов потребителей.

Для выработки стратегии развития туристского сектора экономики региона необходимы комплексные исследования всех видов туризма, распространенных на его территории. Структура туров по различным видам туризма может существенно отличаться. Для получения сопоставимых результатов по исследованию различных туристских направлений в регионе необходимо использовать единую методику сбора и анализа данных. Методика должна допускать возможность отслеживания изменений в структуре потребления туристских услуг во времени (мониторинг).

Разработанная и широко применяемая нами более восьми лет методика имеет ряд особенностей. Во-первых, анкеты, которые мы применяем для исследования закономерностей туристского потребления, включает типовые модули и ориентирована на мониторинг ситуации. Во-вторых, наши анкеты включают от двух до пяти открытых вопросов. Именно открытые вопросы являются основным источником выявления элементов структуры туристских потоков и интересов потребителей с последующим расчетом количественных оценок. В третьих, для обработки данных открытых вопросов анкет была разработана специальная компьютерная технология, которая позволяет осуществить переход от неструктурированного представления информации к структурированному.

Рассмотрим примеры открытых вопросов, включенных в две анкеты, которые были использованы для исследования наиболее массовых в Приморском крае видов туризма: пляжно-купальный отдых в летний сезон, туристские поездки в Китай. Наиболее простые формы открытых вопросов используются для оценки пространственного распределения туристских потоков.

Например, анкеты по исследованию пляжно-купального отдыха включают вопрос:

«Укажите излюбленные места для отдыха на море (название бухты, острова или ближайшего населенного пункта): ____________________________»

В анкету по исследованию туристских потоков включен такой вопрос по пространственному распределению:

«Какие города Китая вы посетили за последние три года): ____________»

При ответах на такие вопросы респонденты могут указать сразу несколько мест или городов, посещаемых во время туристских поездок или отдыха. Такие ответы мы называем составными. После систематизации данных по первой анкете были выделены наиболее популярные зоны пляжно купального-отдыха и рассчитаны индексы относительной посещаемости таких мест (рис. 1).

По второй анкете были выделены наиболее посещаемые туристами из Приморского края города Кита (рис. 2).

Необходимо отметить, что при исследовании пространственного распределения туристских потоков по видам туризма мы получаем полный список мест, посещаемых туристами и частотные ряды встречаемости каждого места в ответах респондентов.

Индексы

Рис. 1. Индексы относительной посещаемости наиболее популярных зон отдыха в Южном Приморье

Индексы по Китаю

Рис. 2. Индексы относительной посещаемости наиболее популярных городов Китая

Рассмотрим более сложные формы открытых вопросов, используемых для выявления закономерностей в потреблении туристских услуг. Наибольший интерес представляют негативные высказывания потребителей о компонентах туристского продукта.

Например, для исследования негативных высказываний по организации пляжно-купального отдыха в Приморском крае в анкету был включен вопрос:

«Что омрачало ваш отдых в пляжной зоне: _________________________»

Для исследования негативных воспоминаний об элементах туристских поездок в Китай в анкете был поставлен следующий вопрос:

«Опишите ваши неприятные впечатления от поездок в Китай: _________»

При ответах на такие вопросы респондент может высказать свое мнение в нескольких предложениях. Технология систематизации данных в этом случае гораздо сложнее, чем в случае пространственных исследований. Для выявления структурных элементов в случаях, подобных негативным высказываниям, мы используем трехуровневую типизацию данных [2-4]. В зависимости от решаемой задачи, используются результаты того или иного уровня обобщения и классификации данных.

Результаты оценки структуры отрицательных высказываний, по приведенным выше вопросам анкет, представлены на рис. 3 и рис. 4.

Оценка

Рис. 3. Оценка негативных высказываний по посещению наиболее популярных зон отдыха в Южном Приморье (второй уровень типизации)

Оценка по Китаю

Рис. 4. Оценка негативных высказываний по поездкам в Китай (третий уровень типизации)

Результаты анализа структуры отрицательных впечатлений важны не только для совершенствования предложений различных видов туризма, но и полезны при разработке новых туристских продуктов по другим видам туризма. В своих анкетах мы используем большое разнообразие открытых вопросов. Например, нами исследовались предложения потребителей по совершенствованию тех или иных видов туризма.

Литература

  1. Мартышенко Н.С. Исследование структуры потребления туристских продуктов в Приморском крае // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — №26(161). С. 60-68.
  2. Мартышенко Н.С. Вопросы анализа и прогнозирования пространственного развития рекреации и туризма // Регион: экономика, социология. — 2010. — №3. С. 167-175.
  3. Мартышенко Н.С. Кластерный подход к пространственному развитию туристских дестинаций региона (на примере Приморского края)// Экономические науки. — 2010. — №1. С. 143-147
  4. Мартышенко Н.С., Старков А.С. Методические основы оценки структуры туристско-рекреационного потенциала (на примере Приморского края) // Вестник национальной академии туризма — 2009. — №3 (11). С.21-27.