Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Компетентостный или культурно-ориентированный подход в подготовке специалиста сферы туризма?

Короткова А.Л.
НОУ ВПО Академия управления «ТИСБИ»

специалист по туризмуВ современном профессиональном образовании можно заметить две четкие тенденции, во многом противоречащие одна другой. С одной стороны – отмечается необходимость в подготовке специалиста, обладающего не только знаниями, умениями, навыками в сфере профессиональной деятельности, но и высоким уровнем профессиональной и общей культуры. С другой стороны – современное качество образования оценивается по степени овладения профессиональными компетенциями. Сформированные компетенции позволяют специалисту сразу, после окончания учебного заведения, приступать к своим должностным обязанностям, что максимально соответствует ожиданиям потенциального работодателя. Приоритетная задача как работодателя, так и системы образования – сделать список компетенций максимально полным, предусматривающим все тонкости реальной профессиональной деятельности. Только в этом случае профессиональное образование компетентностного типа сможет эффективно готовить квалифицированного специалиста. Квалифицированного, но культурного ли?

Специалист, качественно подготовленный по компетентностной модели, прекрасно справляется со своими профессиональными обязанностями в стандартных ситуациях, может приспособиться к изменениям, если они незначительны. Но как только ситуация выходит из под контроля – профессия стала невостребованной на рынке, произошел резкий скачок в развитии технологий, появились революционные инновации в профессии, стандартный набор компетенций просто устаревает и требует замены.

Профессиональные знания, умения и навыки, как необходимые компоненты компетенций, устаревают в новой профессионально-трудовой среде очень быстро. Предъявляются новые требования: выпускник системы профессионального образования должен быть мобилен в своей профессии – речь идет об обучении в течение всей жизни, мобильность должна сочетаться с творчеством, умением работать в команде и личной ответственностью. В нестабильном мире необходима новая, так называемая «культурная компетенция», которая подразумевает наличие таких качеств, как: самостоятельность, способность устанавливать отношения, готовность брать на себя ответственность, надежность, креативность, умение высказывать собственное мнение, терпимость, открытость миру и культуре.

«Культурная компетенция» является базой так называемой «трудовой культуры». Трудовая культура не зависит от содержания и специфики конкретной профессиональной деятельности, она характеризует качественный уровень познавательной, эстетической, экономической, художественной, экологической и других видов деятельности, а не только собственно трудовой.

Говоря о культуре профессионала, чаще используют термин «профессиональная культура». Если культура является общим, родовым понятием, определяющим способ организации жизнедеятельности человека, то профессиональная культура обозначает то же самое, но в боле узкой сфере деятельности, которой является профессия. В ней, как в любой другой отрасли культуры, действуют два начала – консервативное, позволяющие сохранить специфику профессии и организации, и инновационное, обращенное к будущему и создающее новые ценности.

Неправомерно сводить понятие профессиональной культуры к мастерству, квалификации, специальным знаниям и умениям, то есть к набору компетенций. Во-первых, профессиональная культура личности характеризует устойчивую систему организации деятельности: на сиюминутные результаты способны многие, но далеко не все готовы к систематической высококачественной работе. Во-вторых, понятие профессиональной культуры вносит собственно человеческое измерение в осмысление трудовой деятельности и не может отождествляться с чисто экономическими показателями. В-третьих, профессиональная культура выражает целостную характеристику проявлений личности в труде.

Трудовая культура может рассматриваться как инвариант профессиональной культуры, независящий от содержания и специфики конкретной деятельности.

В трудовой культуре структурно выделяют три содержательных компонента:

  • интеллектуальный (или общетрудовой), включающий необходимый минимум общетрудовых, правовых, экономических, экологических, эргономических знаний; овладение общей ориентировочной основой любой деятельности (целеполагание, планирование, выбор оптимального способа достижения цели, контроль и оценка результатов); овладение приемами рациональной организации познавательной и созидательной трудовой деятел ьности;
  • эмоционально-ценностный, проявляющийся в социальной ответственности за результаты и последствия труда; социально ценной мотивации труда и выбора средств достижения поставленной цели; коммуникативной культуре и готовности к сотрудничеству; в эстетическом отношении к деятельности, т.е. способности получать удовлетворение от удачно завершенной работы, преодоления трудностей, от возможности своим трудом приносить пользу; в потребности творческой активности, стремлении к самосовершенствованию, самореализации своих потенциальных возможностей в труде;
  • практически-деятельностный (или операциональный) компонент, проявляющийся в самостоятельности, инициативе, предприимчивости; стремлении к освоению рациональных приемов труда, высокому качеству его результатов; самокритичности, овладении навыками самоконтроля, требовательности к себе, нетерпимости к проявлению безответственности, расточительности, небрежности; хозяйском отношении к средствам и продуктам труда; стремлении и умении поддерживать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе.

Сфера туризмаВ культуре труда можно также выделить социальный, профессиональный и нравственный компоненты. В социальном блоке отмечают умение работать в коллективе, ответственность за порученное дело, соблюдение трудовой дисциплины; социальную активность и творческий подход к делу; потребность в самообразовании и самовоспитании. Профессиональный компонент характеризуется компетентностью, высоким уровнем организации труда, рациональным распределением рабочего времени, ритмичностью, слаженностью, технологической дисциплиной, экономической культурой. Нравственный компонент проявляется в сознательности, добросовестности, самодисциплине, гуманных отношениях к партнерам по труду, богатстве духовной культуры.

Трудовая культура начинает формироваться в детстве, в семье, в школе. Человек должен приобрести такие качества, как аккуратность, дисциплинированность, целеустремленность, способность к организации труда, без которых плодотворный труд невозможен в принципе. Система образования должна быть ориентирована на продолжение процесса формирования трудовой культуры. Однако в рамках компетентностного подхода общетрудовые, «культурные» компетенции считаются вторичными.

Подобная политика в образовании может коснуться и подготовки специалистов сферы сервиса. Однако, именно к профессиональной культуре специалиста сферы сервиса и, в частности, туризма, сегодня предъявляются особые требования. Сервис, туризм – это профессиональные области, в которых отсутствие культурной компетенции специалистов (как необходимой составляющей профессиональной культуры) не только является препятствием для их полноценной, продуктивной трудовой деятельности, но и свидетельствует о профессиональной непригодности. В процессе подготовки конкурентоспособных специалистов сервиса необходимо формировать качества, обеспечивающие особое видение социокультурной реальности, способность анализировать и адекватно оценивать процессы, происходящие в теле культуры, стимулирующие у студентов потребность в постоянном саморазвитии.