Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Маркетинговые аспекты реализации целевой программы «Развитие внутреннего и въезного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)»

Клименко Т.И.
ст.преподаватель кафедры марктеинга и экономики Института экономики, управления и права (г.Казань)

Правительством Российской Федерации рассмотрена Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)". В настоящий момент туризм является одним из важных механизмов оживления экономики, поскольку туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и других, выступает катализатором социально-экономического развития регионов», - говорится в Концепции. [1] Неоспоримым является тот факт, что сами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает Россия, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране. Обеспечить повышение конкурентоспособности российского туристского рынка в средне- и долгосрочной перспективе возможно только при комплексном подходе, включающем эффективное и рациональное использование ресурсов, развитие туристско-рекреационных комплексов и региональной инфраструктуры, повышение качества услуг и привлечение в отрасль профессиональных кадров, а также широкую информационную поддержку въездного и внутреннего туризма.

Концепция рекомендует использование программно-целевого метода, обоснованно доказывая, что разрозненные действия приведут к распылению бюджетных средств, обеспечат локальную результативность лишь в части создания предпосылок для более полного использования имеющихся туристско-рекреационных ресурсов российских территорий.

Позитивным, на наш взгляд, является признание важности маркетинговой составляющей Программы развития туризма в РФ. Так, к числу основных задач Программы относится продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках, что позволяет сделать вывод об обоснованной необходимости признания роли маркетинга в решении сформулированных проблем. Хочется надеяться, что ситуация, обозначенная на рисунке 1, изменится к лучшему.

Бюджеты стран Европы

Рис. 1. Бюджеты стран Европы на продвижение национального туристского продукта [2]

Стоит признать, что в настоящий момент в России практически отсутствуют технологии продвижения турпродукта, маркетинг территорий не имеет достаточной базы для выявления стабильных тенденций туристского рынка. В этой связи особенно актуальным становится создание и моделирование комплексного подхода к продвижению регионального турпродукта. На наш взгляд, на фоне недостаточного маркетингового опыта представителей госструктур, курирующих данную сферу деятельности, при сравнительно низком уровне маркетинговой грамотности бизнесменов и руководителей, а также в условиях некой «секретности» и нежелания делиться эффективным опытом продаж (бенчмаркинг в России развит пока слабо) стоит признать, что на российском туристском рынке возникнут определенные проблемы с механизмом продвижения турпродукта. Необходим некий алгоритм, предусматривающий поэтапную проработку последовательных шагов выведения турпродукта на рынок, определяющий также основные направления маркетинговых исследований для создания конкретных программ продвижения (рис.2). В этом направлении необходимо консолидировать усилия научного сообщества, практикующих бизнесменов и всех сил, вовлеченных в проблему.

продвижение турпродукта

Рис. 2. Схема поэтапного построения алгоритма продвижения турпродукта