Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Информационная культура личности в структуре профессионально значимых качеств бакалавра туризма

Габдрахманова Г.Ф., Хайруллина Э.Р.
Казанский государственный технологический университет

Информационная культураВопросы информационной культуры в последние годы становятся предметом особого внимания влиятельных международных организаций. Так, например, в докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» подчеркивается, что в условиях все большей общественной глобализации и развития всеобщей коммуникации достижение целей социальной гармонии лежит на пути перехода к обществу информации и образования.

Кроме того, в последние годы ЮНЕСКО распространен целый ряд документов, которые ориентируют страны мирового сообщества на все большую информационную направленность образования, которое должно не только обеспечивать человека знаниями о возможностях современной информационной инфраструктуры общества, но и учить его эффективно пользоваться этими возможностями и в жизни, и в профессиональной деятельности.

Данный этап информатизации общества и, следовательно, образования диктует новые требования к подготовке кадров в сфере туризма. Сегодня профессионально значимые качества бакалавра туризма основываются не столько на критериях объема и полноты конкретного знания, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ставить и решать профессиональные задачи, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. В подобной ситуации резко возросли требования к информационной культуре личности. Будущему работнику сферы туризма требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые ею возможности. Поэтому перед преподавателями НИУ КГТУ (КХТИ) стоят задачи сформировать полноценного, конкурентоспособного бакалавра туризма, имеющего в своем профессиональном «багаже»:

  • навыки грамотной постановки задач, возникающие в практической деятельности, для их решения с помощью ПЭВМ;
  • навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;
  • знание основных алгоритмических структур и умения применять их для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям:
  • понимание устройства и функционирования ПЭВМ и элементарные навыки составления программ для ПЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
  • навыки использования основных типов информационных систем и прикладных программ общего назначения для решения с их помощью практических задач и понимания основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем;
  • навыки решения задач с помощью ПЭВМ и применения результатов в практической деятельности.

Эти требования, взятые в их минимальном объеме, составляют задачу достижения среднего уровня компьютерной грамотности, а в максимальном объеме – воспитание «информационной культуры».

Под информационной культурой в широком смысле понимается совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле слова это: оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Суммируя известные определения информационной культуры, можно выявить следующие составляющие:

  • информационная (компьютерная) грамотность (овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами информационного познания, а также их применение в профессиональной деятельности);
  • информационная компетентность (возможность гражданина информационного общества: а) обеспечивать себе свободный доступ к информации, не являющейся тайной, б) публиковать и разглашать собственную информацию; в) иметь право свободного выбора источника, провайдера, формата, стандарта, программы и технологии работы с информацией; г) реализовывать доступные в обществе возможности относительно производства, передачи, распространения, использования, копирования, уничтожения всей доступной ему информации, включая и его собственную информацию и т.д. При этом, в условиях демократического государства эти возможности должны быть обеспечены обществом. Информационная компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность информационной деятельности на основе компьютерной грамотности, что означает применение знаний, умений для эффективного решения стоящих перед специалистом информационных задач. В то же время компетентность предполагает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок и т.д.);
  • информационный ценностно-смысловой компонент (совокупность, система личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, верований в области информационных процессов и отношений);
  • Бакалавр туризмаинформационная рефлексия (представляет собой отслеживание человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению информационной культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нём происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Рефлексия человека как субъекта культуры охватывает все перечисленные ее компоненты: осмысление собственного уровня информационной грамотности и компетентности, особенностей ценностно-смысловой сферы и других вопросов);
  • информационное культуротворчество (состоит в принятии обучающимися ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, в стремлении к творчеству, а также развитии творческих способностей и проявлений. Объектом информационного творчества могут выступать образы и идеи, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. Творческий компонент может быть интерпретирован как готовность личности к выполнению культуросозидающей, культуротворческой роли как в отношении присвоения, «распредмечивания» культуры, так и созданию новых форм культуры).

Информационная культура, опирающаяся на информационную (компьютерную) грамотность, должна способствовать развитию профессиональной культуры пользователей информации. Информационная среда побуждает пользователя постоянно оценивать свои знания и, уметь соотносить модели знаний и информации. Профессиональный рост каждого выпускника вуза все более зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в своей работе, диагностировать свою деятельность, осознать складывающуюся информационную ситуацию.

Большую роль в формировании информационной культуры играет такое вузовское образование, которое формирует специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него навыки и умения дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

Литература

  1. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П. и др. Открытое образование - объективная парадигма XXI века. - М: Изд-во МЭСИ, 2000.
  2. Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза: Изд-во Пензехнол. ин-та, 2002.