Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Антикризисное управление туризмом в свете концепции Нейла Лейпера

Антикризисное управление туризмом в свете концепции Нейла Лейпера

Вавилин М.В.
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Управление туризмомВ рамках структурной перестройки и совершенствования экономики региона возрастает роль теории и практики антикризисного управления. Преодоление кризисных ситуаций становится неотъемлемой частью региональной экономической политики. Кризисы - явление сложное и противоречивое. Они представляют собой крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающих ее устойчивости и жизнеспособности.

Антикризисное управление можно представить как систему мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики, в том числе и в регионе. Виды кризисов в муниципальных образованиях по сферам обеспечения жизнедеятельности населения могут быть самыми различными: от кризиса финансового обеспечения до кризиса сферы культуры и отдыха (или туризма). Подробнее остановимся на последнем.

Сегодня экономический кризис наносит огромный ущерб финансовому, социальному и политическому состоянию государства. В данных условиях наиболее страдают добывающие отрасли, которые являются наиболее капиталоемкими, а соответственно требуют большее количество средств для своего функционирования. Решением существующих проблем становится вариант, при котором происходит смещение акцента от отраслей добывающих к отраслям преобразующим. Одной из таких отраслей является – туризм.

Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики. Термин «туристический сектор экономики» используется для определения всей совокупности предприятий, прямо или косвенно удовлетворяющих туристские потребности. В настоящее время формирование туристского сектора во многих регионах России носит в большой степени стихийный характер, а в некоторых регионах он вообще не развивается. Поэтому тезис о кризисном состоянии туристического сектора на сегодняшний день является наиболее актуальным.

Всю совокупность туристских рисков можно разделить на две группы: 1) возможные для туристов при планировании и осуществлении тура (собственно туристские риски) и 2) преимущественно экономические или хозяйственные риски, свойственные региону, обусловленные деятельностью туристических предприятий при формировании, реализации туров и оказании рекреационных услуг. Первая группа рисков свойственна непосредственно для субъектов туризма и включает факторы, связанные либо с материально-финансовыми потерями (утрата и порча имущества во время поездок, финансовые убытки, кражи, штрафы), либо с угрозами жизни и здоровью туриста. Во вторую группу входит большое число видов рисков, присущих деятельности всей туристической отрасли, предприятий туристско-рекреационного комплекса, которые возникают вследствие сложности и разнообразия финансово-хозяйственных связей туристской индустрии с другими отраслями.

Для наиболее адекватного формирования антикризисных мер предлагается выделять три типа кризисных состояний в туристическом секторе экономики региона:

  1. «Изначально» кризисное состояние, связанное с неразвитостью сферы. Основными причинами кризисного состояния туристического сектора в отдельных регионах являются отсутствие качественной гостиничной инфраструктуры, низкая конкурентоспособности туристского продукта, не развитость сферы развлекательных, познавательных и оздоровительных услуг, отсутствие квалифицированных кадров, отсутствие планомерной разносторонней поддержки малого и среднего бизнеса, задействованного в сферах туризма, гостеприимства и смежных отраслях.
  2. Стратегические кризисы (или «кризисы стратегий»), связанные с выбором неверной и неэффективной туристической стратегии региона.
  3. Кризисы, связанные с упадком туристической отрасли. Можно выделить следующие опасности ведущие к кризисному состоянию туризма: экологические опасности, утрата культурных ценностей и другие.

Важный аспектом понимания кризисов в туризме является концепция профессора Мейсенского университета (г. Окленд) Н. Лейпера. Он впервые рассмотрел туризм как систему, состоящую из следующих основных элементов: 1) географический компонент; 2) туристы; 3) туристская индустрия. При этом, по мнению Лейпера, географический компонент включает в себя три основных составляющих: регион, порождающий туристов; транзитный регион; регион туристской дестинации.

Туристская система

Рис. 1. Туристская система (концепция Н. Лейпера)