Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Нормативно-правовая база регулирования ресурсного потенциала в сфере туризма

Нормативно-правовая база регулирования ресурсного потенциала в сфере туризма

Фатыхова А.А, Смирнова Е.М.
ЧОУ ВПО Институт Экономики, Управления и Права, г. Казань

Государственная политика в сфере туризма – это деятельность органов государственной власти, различных организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма.

Изменения политических и экономических условий, характерных для России в последнем десятилетии, не могли не отразиться в сфере туризма.

В России сейчас существует две организации, ответственные за состояние туристской отрасли: Федеральное Агентство по туризму (Ростуризм) и Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму в Государственной Думе РФ. В регионах РФ, каждый из субъектов вправе вносить свои изменения и назначать ответственные организации за деятельность туристкой отрасли. Так, в Республике Татарстан публичным органом в сфере туризма является Министерство по делам молодежи, спорту и туризма РТ.

отношенияОсновным нормативно-правовым документом, регламентирующим отношения в сфере туризма, независимо от его форм, является Федеральный закон от ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ» от 5 февраля 2007г. № 132-ФЗ. В соответствии со статьями 3,4 Закона, государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и важным направлением государственного регулирования сферы туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

В указанном законе декларируется обязанность туриста во время его путешествия сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам культуры, природы, истории в месте (стране) временного пребывания. Можно сказать, что Тур-фактор - онлайн конференция, так как ее материалы находятся в открытом доступе в сети.

Правовое регулирование является основой для любых действий по защите и воспроизводству туристских ресурсов в любом цивилизованном государстве. За последнее десятилетие в мире возникла потребность в создании туристского экологического права на базе уже ранее созданного общего экологического права, основные принципы которого таковы:

  • бережное и рациональное использование природных ресурсов;
  • международное сотрудничество и координация деятельности по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов;
  • приоритет охраны жизни и здоровья человека, создания благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
  • научно обоснованное сочетание экологических и экономических норм т.д.

Данные принципы использованы в международном экологическом законодательстве, связанном с ограничением воздействия туризма на окружающую среду. Они заложены также в национальном туристском и экологическом праве, в общих нормативно-правовых актах РФ.

Согласно Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые территории, охрана памятников истории и культуры.

В России приняты специальные законодательные акты, посвященные как правилам регулирования туристкой деятельности, на территории нашей страны, так и регулированию природопользования и воздействия на окружающую природную среду. К ним относятся ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ и ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 25 февраля 1995г. № 26-ФЗ.

Принят ряд других законодательных актов об охране уникальных природных комплексов озера Байкал (ФЗ «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999г. № 94-ФЗ), природных парков, заповедников, заказников, а также об охране объектов культурного наследия.

На региональном уровне главной задачей Министерства по делам молодежи, спорту и туризма РТ, созданного постановлением Кабинета Министров РТ от 13 сентября 2001 г. № 638, является проведение государственной политики в сфере туризма, который представляет собой сферу государственного интереса как точка экономического роста республики и всей страны в целом.

Наряду с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860-ФЗ «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002 – 2010 годы)», в 2008 году в республике была принята «Республиканская целевая программа развития сферы туризма в Республике Татарстан на 2009 – 2011 годы» от 13 декабря 2008 г. № 955.

формирование продуктаТак, например, согласно Программе развития туризма в РТ на 2009 – 2011 гг., одним из программных мероприятий является формирование нового туристского продукта, учитывающего мировой и внутренний туристский спрос на услуги и конкурентные преимущества туристского потенциала республики в сфере туризма.

Что подразумевает собой использование «буферных» зон заповедников, территории национальных парков, заказников республики для создания туристских «экологических» маршрутов, деревень, туристских «экологических» маршрутов, троп, смотровых площадок и т.д.

Кроме того, в республике действуют ряд постановлений Кабинета Министров РТ касающихся экскурсионной деятельности в республике, продвижения внутреннего, въездного, и социального туризма и т.д.

Кроме приведенных национальных законодательных актов, вопросы туристского природопользования регулируются различными международными декларациями и конвенциями, принимаемыми ООН, ВТО, а также различными международными организациями.