Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

О правовом обеспечении качества туристских услуг

О правовом обеспечении качества туристских услуг

А.С. Панова
Институт экономики, управления и права, г.Казань

Необходимость правового обеспечения качества туристских услуг обусловлена множеством факторов: необходимостью создания конкурентоспособной рыночной экономики и эффективной системы допуска услуг на рынок, обеспечением баланса между предпринимательской активностью, связанной с созданием услуги и необходимым состоянием качества туристских услуг. К числу средств правового обеспечения качества туристских услуг относятся нормативно-правовые средства (национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств и т.д.), ненормативные правовые средства (договорные и внедоговорные обязательства, меры юридической ответственности и оперативного воздействия). Отдельную группу составляют средства – процедуры правового обеспечения качества туристских услуг. В частности, добровольная сертификация, испытания.  

средстваВ рамках настоящей статьи подробно будут рассмотрены некоторые средства правового обеспечения качества туристских услуг.

Одними из основных нормативно-правовых средств правового обеспечения качества туристских услуг являются стандарты. Стандарт, применительно к туристским услугам, согласно ст.2 Закона о техническом регулировании, это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются правила осуществления и характеристики процессов оказания туристских услуг. Специфика стандарта состоит прежде всего в том, что он регулирует отношения по поводу объектов стандартизации продукции, работы, процесса, услуги, подлежащих или подвергшихся стандартизации * .

Определение «стандарта», содержащееся в Законе о техническом регулировании, распространяется на три категории документов: национальные стандарты, стандарты организаций, своды правил.

Национальный стандарт – это нормативный документ федерального значения, имеющий добровольный рекомендательный характер и утверждаемый национальным органом РФ по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. Функции национального органа РФ по стандартизации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ** .

Однако добровольность стандартов связана только с выбором решения о применении (или неприменении) стандарта или его разделов. Положительное решение о применении независимо от формы (договор, ссылка в техническом документе) обязывает субъект хозяйственной деятельности выполнять требования в принятом объеме (целиком стандарт или его отдельные разделы) ***.

Организации, в целях совершенствования процессов оказания туристских услуг вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты организаций. Последние, в отличие от национальных стандартов, не входят в структуру национальной системы стандартизации, и если национальные стандарты являются рекомендациями общероссийского масштаба, то стандарты организаций – это локальные нормативные правовые акты, обязательные для применения всеми работниками организации их утвердившей ****. Необходимо подчеркнуть, что в отношении туристских услуг на сегодняшний день могут устанавливаться только добровольные требования. 

регулированиеСогласно ст.4 ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» *****, государственное регулирование в данной области осуществляется многими способами, в частности, путем осуществления стандартизации и классификации объектов туристской индустрии. 

В ст.5 данного Закона уточняется, что стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка соответствия туристских услуг может осуществляться посредством проведения сертификации и испытаний. Сертификация в отношении туристских услуг может иметь только добровольный характер. Добровольная сертификация туристских услуг служит оценкой соответствия предоставляемых услуг определенным нормативным требованиям. Туристские услуги, которые можно сертифицировать в рамках добровольных систем сертификации, в частности, включают в себя услуги по организации и осуществлению въездного, внутреннего и выездного туризма, отдельные услуги туроператора или турагента. Подтвердить высокое качество услуг можно в таких областях, как оздоровительные, спортивные, познавательные или деловые туры, организация экскурсионного обслуживания и т.п.