Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Философия туризма в Республике Татарстан

Философия туризма в Республике Татарстан

А.И. Шакиров
Российский государственный университет туризма и сервиса, Казань

Философия туризма, как и любая другая теоретическая рефлексия, стремится, прежде всего, выяснить сущность туризма понятийным способом, представить ее категориально, концептуально. Эта довольно сложная задача, ведь туризм настолько многостороннее явление общественной жизни, что его невозможно однозначно определить. Туризм вместе с тем выступает как область хозяйствования, сложный межотраслевой комплекс, где формируется и реализуется туристский продукт, как вид экономической деятельности, как самодеятельность людей, их образа, жизни, своеобразное хобби. Следует подчеркнуть, что туризм является общественной сферой гостеприимства, которая выразительно демонстрирует его сервисный, нетехнологический характер. Уже названные ипостаси туризма достаточны для того, чтобы охарактеризовать туризм как сложный многоаспектный социальный феномен, и ни одна социогуманитарная наука не способна полностью и исчерпывающе охарактеризовать его как предмет собственных исследований. Теория туризма (туризмо-логия, туристика, туризмоведение) ставит перед собой цель в системно-структурном виде отобразить феномен туризма, все его составные.

ТеорияФилософское осмысление феномена туризма реализуется и благодаря его герменевтическим потенциям. Понимание и восприятие ценностей культуры, которое осуществляется в туристских путешествиях, реализуется через истолкование, интерпретацию (герменевтика). Человек, который познает, не только слушает рассказы и наблюдает, но и лично расшифровывает содержание памятников истории, шедевров архитектуры, "произведений природы", сам осваивает их, делает своим ("присвоение"). Герменевтика является феноменологией человеческого бытия (Dasein), одну из граней которого составляют странствия, путешествия, посещаемость, поездки и походы.

С помощью процедуры герменевтического раскодирования культурных символов обнаруживаются онтологические параметры человеческого существования, т. е. те условия, благодаря которым это бытие может быть тем, чем оно есть. Эти условия являются экзистенциалами этого бытия. Насыщенный философским, человекоцентрированным содержанием, туризм способствует развивающемуся влиянию на личность как профессионального деятеля, так и обычного участника туристских событий. Информация по конференции 2010 года находится в разделе Тур-фактор 2010.

Он ощущает себя причастным к созданию ноосферы, мира цивилизованного человеческого единения, в котором человек не является случайным чужеземцем, а законным жителем или хозяином. Конечно, мера этого осознания, характер ощущений случайности или закономерности пребывания в этом мире в большей мере зависит от субъекта туристского действия. Это может быть функционер, менеджер или посетитель, обычный турист, и от его жизненного опыта, культуры, образованности, мотивации деятельности и т. п. зависит этот процесс. Нельзя при этом не учитывать то, что незаурядную роль в туризме играют финансовые возможности как собственника туристских услуг, так и тех, кто их потребляет.

Но как свидетельствует практика, для туриста, который осуществляет поездку с деловыми, научными, культурно-познавательными целями, главным является незабываемое впечатление от встреч с историей, культурой, обычаями других народов и стран, положительные эмоции, как правило, преобладают в сравнении с неудобствами, которые случаются во время путешествия: "Сотри случайные черты и ты увидишь - мир прекрасен".

Туризм является эффективным средством осуществления человеческих ценностей. Прежде всего, таких, как выбор, свобода, заинтересованность, дружелюбие, самоидентификация, самореализация и т. п. Аксеологический, ценностный аспект туристской деятельности является одним из весомых определителей философии туризма.

Развитие материальной базы туристической индустрии в РТ в дальнейшем своем развитии невозможно без идеологической составляющей. Особенно это касается индустрии развлечений и отдыха, так как в основе путешествий и посещения туристических центров лежит, прежде всего, мотивация к получению новых впечатлений и знаний. Исходя из маркетингового дискурса, можно говорить о туристическом продукте и целевой аудитории, которая является потенциальным потребителем этого продукта.

Какими же туристическими продуктами располагает Татарстан?

  1. Объекты культурного и исторического наследия, круг которых достаточно обширен и которые являются основными целями посещения туристов.
  2. Объекты спортивного туризма, который развивается с каждым годом все больше и больше, особенно в связи с Универсиадой 2013 года и победами казанских команд на российском и международном уровне.
  3. Объекты экотуризма, делового туризма и т.д., доля которых пока слишком мала, чтобы говорить о них всерьез.

продвижение продуктаВ свою очередь необходимо отметить, что Казань находится в центре России, что накладывает определенный отпечаток на продвижение туристического продукта в современных условиях. Если бренд города Казани как туристического и спортивного центра уже сложился, то придвигаемые сейчас бренды Свияжска и Булгар находятся на первой стадии формирования основных потребительских ценностей. При оценке конкурентоспособности этих брендов, можно предположить, ценность продукта Свияжск реализуется через присоединения к бренду Казань, так как этот остров являлся перевалочным пунктом перед походом на Казань.

Булгар же позиционируется как столица доказанского периода Буларского государства – символ свободы и исторического прошлого предков современных татар, что само по себе, является ценным с точки зрения истории. Вторым аспектом привлекательности Булгар является ее религиозная составляющая. Булгары как религиозная святыня ислама, что очень перспективно с точки зрения привлечения иностранных туристов из числа мусульман.

Таким образом, необходимо акцентировать внимание целевой аудитории к туристическому бренду Татарстана именно в аспекте исторической и культурологической ценности, чтобы сформировать в сознании потребителей целостный образ Республики Татарстан. Это привлечет в Татарстан туристов, а вот позиционирование Татарстана не только как культурно-исторического центра, но и центра спортивного туризма, экотуризма, бизнес-туризма будет реализовываться на втором этапе продвижения.