Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Город и индустрия гостеприимства: возможности для партнерства

Город и индустрия гостеприимства: возможности для партнерства

Е.Ф.Аюпова, Р.Ф.Валиуллина, С.Р.Хуснутдинова

Более половины населения мира живет в городах, а мобильность населения рассматривается как важнейший социально-экономический фактор, способствующий процветанию территорий, привлекающих как туристов, так и трудовых мигрантов. К 2030 году по прогнозам Фонда ООН по народонаселению число жителей городов мира составит почти пять миллиардов, причем рост количества горожан будет проходить не за счет мегаполисов, население которых превышает 10 миллионов человек, а за счет средних и крупных городов – более половины горожан живут в городах, численность населения которых составляет 500 тысяч человек или менее. Более 73% населения нашей страны также проживает в городах. Причем в двух городах – субъектах федерации – Москве и Санкт-Петербурге проживет более 10% населения страны или почти 15% городского населения.

мобильность населенияУчитывая возрастающую мобильность населения, в ближайшее время усилится роль индустрии, принимающей, обслуживающей приезжих – индустрии гостеприимства. В конечном итоге в выигрыше останутся те города, которые совместными усилиями местного сообщества, государственной власти и предприятий индустрии гостеприимства смогут создать наиболее благоприятные условия для приезжающих с учетом интересов местного сообщества. Принять участие в конференции может любой желающий: в качестве докладчика либо слушателя.

Как известно, среди прочих в круг интересов местного значения согласно законодательству входят вопросы, касающиеся благоустройства территории, безопасности населения, сохранения и использования объектов культурного наследия, создание условий для массового отдыха жителей, что напрямую влияет на создание положительного имиджа города и привлекательность как для туристов, так и для потенциальных инвесторов и трудовых мигрантов, в том числе высокого профессионального уровня. От того, какой путь выбирает для своего развития тот или иной город, какие стратегические цели он перед собой ставит, зависит его будущее, в том числе с точки зрения сохранения и увеличения населения или же, наоборот, оттока в более привлекательные города.

В литературе указывается на четыре модели развития городов, реализуемых одновременно в разных городах в зависимости от движущих сил: постиндустриальная модель, предполагающая наиболее бурные темпы роста за счет привлечения инвестиций и внешних источников спроса на услуги «нового качества»; индустриальная модель, предполагающая использование крупных инвестиций в промышленный сектор, что обеспечивает рост и остальных секторов экономики; имиджевая модель развития, предполагающая широкое использование инструментария территориального маркетинга, и, наконец, модель развития, связанная с рекреацией и туризмом [1].

Стоит указать, что имиджевая модель и модель развития туризма и рекреации, играют одну и ту же роль – привлечение внешних потребителей и в этом смысле идентичны. Более того, развитие туризма и рекреации возможно лишь при проведении комплексных маркетинговых мероприятий как городом, так и предприятиями индустрии гостеприимства, в том числе с целью формирования положительного имиджа, привлекательного с точки зрения потенциальных потребителей услуг, предоставляемых городом.

городаСовременные города конкурируют друг с другом за потоки инвестиций и людей, при этом важнейшую роль не только в привлечении, но и удержании на территории города как тех, так и других играет индустрия гостеприимства. Первые впечатления от встречи с новым городом складываются на основе увиденных достопримечательностей, парков, фасадов домов – всего того, что объединяется понятием городская среда, а затем подкрепляется качеством предоставляемых индустрией гостеприимства услуг. Собственное мнение и желание или нежелание гостей сотрудничать с городом в самом широком смысле этого понятия – инвестировать, приезжать еще, советовать своим близким и т.п. – складывается на основе обобщения уже созданного имиджа города рекламой, публикациями в СМИ, рассказами знакомых и собственных впечатлений. Таким образом, индустрия гостеприимства может либо укрепить положительный имидж города, либо ухудшить его. Именно поэтому качество услуг индустрии гостеприимства не является только ее «внутренним делом», сказывающимся только, например, на прибыльности компаний, но также входит в сферу интересов городской экономики.

Для современного города индустрия гостеприимства представляет интерес и потому, что является одним из самых трудоемких видов деятельности, а, следовательно, обеспечивает рабочими местами большое количество жителей города. Причем рабочие места в индустрии гостеприимства представлены самым широким спектром профессий. Кроме того, большинство ресторанов, кафе, небольших гостиниц – это предприятия малого и среднего бизнеса, следовательно, они позволяют развивать самозанятость населения, вовлекать значительный круг людей в предпринимательство и, соответственно, формировать особую предпринимательскую культуру города. За счет этого создается возможность привлечения инвестиций горожан в местную экономику, что придает существенную стабильность социально-экономической ситуации в городе и определенную независимость от внешних источников инвестиций.