Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Взаимодействие органов государственной власти и бизнеса как необходимое условие функционирования туристской отрасли

Взаимодействие органов государственной власти и бизнеса как необходимое условие функционирования туристской отрасли

Е.С. Митрофанова
Балтийская академия туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург)

Необходимость государственного регулирования социально-экономических процессов во многом обусловлена несовершенством рыночного механизма в его российском варианте и его неспособностью решать современные проблемы совершенствования и развития экономических и общественных отношений на различных уровнях. Вместе с тем эффективное взаимодействие государства и бизнеса в различных формах способно обеспечить решение в короткие сроки важных задач и реализацию социально-значимых проектов в экономике, туризме, образовании и других отраслях народного хозяйства и сферах жизни общества. Поэтому поиски эффективных форм такого взаимодействия и внедрение их в практику является в настоящее время актуальной проблемой.

СложностьСложность объединения усилий государства и бизнеса состоит в том, что в партнерстве они  преследуют достижение двух видов целей. С одной стороны, у них есть общая цель, связанная с совместно реализуемым проектом. С другой стороны, существуют специфические цели и интересы каждого из участников: государство ответственно перед обществом за предоставление публичных благ в необходимом объеме и должного качества; бизнес же заинтересован в получении прибыли, что, по сути, является основной целью его деятельности. Партнерами государства (местного самоуправления) могут быть некоммерческие организации, не стремящиеся к получению прибыли, но тоже имеющие свои собственные интересы развития и функционирования. Делая шаг в будущее, конференция Тур-Фактор освещает все значимые события в сфере туризма.

Преодоление указанного противоречия лежит в плоскости соблюдения определенных условий, которые позволяют учитывать интересы партнеров и объединять их преимущества с взаимной выгодой.

В теории и практике экономической деятельности существуют различные точки зрения на содержание государственно-частного партнерства (ГЧП), главным отличием которых является понимание его целей. Следует выделить два основных подхода в понимании целей ГЧП.

Первый подход определяет в качестве цели объединение опыта, умений и ресурсов партнеров с таким расчетом, чтобы гарантировать достижение наилучших материальных и финансовых результатов с максимальной взаимной выгодой.

Второй подход определяет цель ГЧП как удовлетворение общественных потребностей при помощи использования государственной (муниципальной) собственности, природных ресурсов и привлечения частных компаний к видам деятельности, находящимся в компетенции государства.

В настоящее время существует комплекс причин, обуславливающих целесообразность ГЧП. Первая причина - недостаток бюджетных средств, необходимых для развития социально значимых сфер; трудности с дальнейшим повышением налогов и, соответственно, с пополнением бюджета, а также сохраняющийся достаточно низкий уровень удовлетворения потребностей населения в услугах, предоставляемых государством. Данная причина обуславливает стремление государства в лице федеральных и региональных органов регулирования к развитию партнерских отношений с представителями частного сектора. В результате реализации проектов ГЧП государственная отчетность показывает рост эффективности результатов при одновременном снижении бюджетных расходов. Это вызвано более высокой отдачей от использования капитала в частном секторе и рыночной конкуренцией, хотя сфера конкурентных отношений в этих проектах невелика [1].

причинаВторая причина - необходимость поддержки для предприятий и организаций, функционирующих в социально-значимых сферах. Ограниченный потенциал этих предприятий, а в ряде случаев и неприбыльный характер их деятельности, не позволяет таким организациям достигать прямой коммерческой эффективности и конкурировать с представителями активного бизнеса. Решение общественных задач сопряжено с привлечением масштабных ресурсов во всей совокупности их составляющих, что сопряжено с появлением непреодолимых преград для организаций социальной сферы. Применительно к сфере туризма наибольшими сложностями обременены представители малых и средних туристских организаций. Но и для крупных туристских организаций ограниченность ресурсов неизбежна. Государственная поддержка разнообразие ее форм, адаптация этих форм к специфике туристской сферы представляется практически единственным выходом.

Третья причина – естественные социально-экономические цели и интересы. Очевидно, что в ряде отраслей недопустимо развитие свободной конкуренции. Государственные ресурсы, объем которых недостаточен для реализации крупных общественно значимых проектов и программ, становятся ощутимым вкладом в деятельность, совмещенную с деятельностью частного сектора. Такими ресурсами являются природные ресурсы, объекты инфраструктуры, объекты культурно-исторического наследия.