Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Зарубежный опыт развития государственно-частных партнерств в индустрии туризма и гостеприимства

Зарубежный опыт развития государственно-частных партнерств в индустрии туризма и гостеприимства

К.С. Глобов
Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Одно из первых исследований, посвященных роли государственно-частных партнерств (public-private partnerships - PPP) в туризме, было проведено Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) в 2000 году. 98% опрошенных государственных и частных структур из 90 стран мира отметили роль PPP как «очень важную» и «важную» в условиях возрастающей конкуренции [1].В настоящее время интерес к теме государственно-частных партнерств в туризме связан, в первую очередь, с глобальным финансово-экономическим кризисом и сокращением основных показателей развития туризма в 2008-2009 годах (о чем свидетельствуют доклады ЮНВТО).

мера борьбыВ частности, ЮНВТО рассматривает PPP в качестве одной из мер эффективной борьбы с кризисными явлениями в туризме, включая ее в список приоритетных направлений Tourism Resilience Comitte (TRC) – Комитета по устойчивому развитию туризма [2].

На сегодняшний день различные варианты государственно-частных партнерств используют большинство стран-участников TRC (49 из 71, или 69%) [2].

Причины создания государственно-частных партнерств в туризме разнообразны. В качестве основных – специалисты ЮНВТО и эксперты туриндустрии отмечают следующие [3]:

  • необходимость разработки новых продуктов/услуг;
  • мобилизация ресурсов;
  • разделение рисков между партнерами (не только финансовых, но также в области принятия решений);
  • сокращение сроков внедрения новых разработок;
  • обмен опытом и лучшими наработками и ноу-хау (или «трансфер технологий»);
  • привлечение финансовых ресурсов, вызванное нехваткой бюджетов участников.

По словам Кордулы Вольмутер, заместителя регионального представителя для Европы ЮНВТО, PPP имеют ключевое значение в обеспечении устойчивого развития и повышения конкурентоспособности туризма и повышении привлекательности туристских направлений [4].

Кроме того, одной из основных задач государственно-частных партнерств является согласование интересов бизнеса, властных структур и общественных организаций, т.е. участников PPP.

Отсюда, вытекает ключевая проблема государственно-частного партнерства – различие целей и интересов его участников. Поэтому PPP часто называют венчурным объединением (т.е. рисковым). Тур-Фактор - всероссийская научно практическая конференция, рассматривающая новые веяния в сфере туризма.

В качестве ведущих направлений создания PPP в туризме ЮНВТО отмечает следующие [2]:

  • финансовая поддержка авиалиний, направленная на повышение их загрузки;
  • организация совместных программ по продвижению турнаправлений;
  • формирование программ скидок на различные виды туристских услуг;
  • снижение сборов с участников международных туристских выставок;
  • создание совместных групп по сбору и анализу информации о состоянии туристского рынка;
  • повышение эффективности управления объектами туризма

В качестве примеров государственно-частных партнерств в туризме можно привести следующие:

  • государственное Агентство по продвижению туризма Венгрии (Magyar Turizmus) совместно с национальными ассоциациями в сфере туризма разработали маркетинговую стратегию, ориентированную на соседние страны и туры, с минимальным временем, затрачиваемым на переезд/перелет [2];
  • Корейская Туристская Организация (Korean Tourism Organization) совместно с компанией «VISA card» разработали программу скидок для туристов – владельцев пластиковых карт VISA. В частности, они могут воспользоваться скидками от 5% до 50% на услуги ресторанов, мобильных переговоров, торговых центров, парков развлечений и ряда других туристских услуг;
  • ряд стран организовали и проводят успешные маркетинговые программы совместно с биснес-структурами. Например, Новая Зеландия – «100% Pure New Zeland» и Таиланд – «Amazing Thailand», которые позволили этим странам занять в рейтинге Конкурентоспособности стран в сфере туризма, проводимым Всемирным Экономическим Форумом, соответственно, 7 и 14 места из 133 стран [3].

Анализ опытаАнализ опыта зарубежных стран позволяет выделить четыре основные модели организации государственно-частных партнерств в туризме:

  1. Кооперация: предполагает равные доли участия в прибылях, управлении (50/50) и солидарную ответственность наступления рисков и принятия решений (например, компания «Destination Management Company» в Австрии [5]);
  2. Управление: привлечение государством бизнес-структур в качестве профессиональных управляющих компаний (например, передача дворцов, музеев и других туристских объектов в управление в Австрии [5]);
  3. Ассоциация: некоммерческое объединение, созданное его участниками для решения конкретных целей (примером может служить формирование новой политики продвижения Барселоны «From One Barcelona To Many Barcelonas» на базе городского Комитета по Туризму Turismo de Barcelona [6]);
  4. Концессия: передача объектов государственной собственности коммерческим структурам по договору концессии во временное пользование (например, передача фуникулера и национальных парков частным структурам в Словении).

В заключении отметим, что немаловажной ролью государственно-частных партнерств в туризме становится возможность совместной разработки правового регулирования отрасли, способствуя ее устойчивому развитию. Данный факт является немаловажным, учитывая высокую социальную нагрузку, которую несет туризм (особенно в странах «третьего мира»), создавая новые рабочие места и стимулируя экономический рост.

Список использованной литературы

  1. Quote by the World Tourism Organization Business Council report on Public-Private Sector Co-operation in Tourism. UNWTO 2001
  2. Tourism and Economic Stimulus – Initial Assessment, Update September 2009
  3. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2009. World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2009
  4. Материалы Международного семинара «Государственно-частное партнерство в туризме: проблемы и перспективы», г. Москва, 15 марта 2010 г.
  5. http://www.kohl.at
    6. http://www.barselonaturisme.cat