Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Проблемы совершенствования высшего образования в области подготовки специалистов для сферы социально-культурного сервиса и туризма

Проблемы совершенствования высшего образования в области подготовки специалистов для сферы социально-культурного сервиса и туризма

Шабалина С.А., Рубцов В.А.
Казанский Поволжский федеральный университет

Современные процессы глобализации охватывают все больше сфер жизнедеятельности, в том числе и сферу образования. Одним их таких процессов является совместная интеграция Европейских стран в общее Европейское образовательное пространство. В сентябре 2003 года Россия также включилась в этот процесс, подписав Болонскую декларацию. В России этот процесс совпал по срокам с Модернизацией российского образования до 2010 года. В последние годы в рамах Концепции модернизации Российского образования осуществлено финансирование ряда проектов (ТЕМПУС), совпадающих по своим целям с задачами Болонского процесса (пересмотр системы нормативно-правового обеспечения системы образования, программ, учебных планов, разработки новых стандартов, механизмов внутри вузовского управления). Болонский процесс способствует открытости системы образования, что делает прозрачной деятельность высших учебных заведений, которым придется соответствовать европейским критериям качества образования, что само по себе является большой проблемой, в том числе и для Казанского университета [1].

кадровый составПроблема кадрового состава в сфере социально-культурного сервиса и туризма сегодня осознается на всех уровнях: от руководителей организаций до высшего уровня руководителей отрасли. Это объясняется пониманием того, что экономическая эффективность организации напрямую зависит от качества обслуживания, которое определяется уровнем профессиональной компетентности, квалифицированности персонала. Многие руководители предприятий социально-культурного сервиса и туризма пытаются использовать опыт управления других отраслей экономики. Но для сферы туризма и гостеприимства характерны специфические черты, которые затрудняют применение управленческих технологий, успешно действующих  в других отраслях. Актуальная программа конференции также находится на сайте о Тур-факторе.

Этим объясняется актуальность разработки концепции управления для  сферы туризма и гостеприимства, учитывающей ее специфические черты и адаптированный зарубежный опыт кадрового менеджмента. Совершенствование системы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом [2].

Наибольший эффект приносят инновации в организации учебного процесса и внедрении новых образовательных технологий, профилизация и специализация. Освоение и внедрение инноваций в КГУ позволит усилить конкуренцию в сфере образовательных продуктов и услуг, увеличить число потребителей и спрос, предложение образовательных продуктов и услуг. Личный контакт производителя и потребителя услуг определяет ведущую роль квалификации и профессионального мастерства специалистов туриндустрии. Социально-экономическое значение и специфика сферы сервиса и туризма закономерно требуют соответствующего подхода к решению задач подготовки квалифицированных специалистов, учитывая при этом инновационные тенденции развития системы образования в целом и в сфере сервиса и туризма в частности. Исходя из этого, приоритетным направлением развития высшего образования является его профессионализация [3].

Подготовка студентов специальности социально-культурный сервис и туризм является одной из актуальных проблем профессионального образования и активно обсуждается в научной и публицистической литературе. Суть проблемы заключается в понимании квалификационных требований,  предъявляемых к специалистам сервиса и туризма, которые сводятся к разным представлениям о функциях специалиста у преподавателей вузов и работодателей. Самым существенным минусом является слабая практическая подготовка студентов, несмотря на наличие разных видов практик. Студенты не могут на профессиональном уровне заменить работников сферы обслуживания и туризма.

В настоящее время предлагаются различные варианты решения проблемы, - например, деятельностный подход, активизирующие методы обучения, практико-ориентированный подход и т.п. Но, этого явно недостаточно. Необходимость решения данной проблемы также связана с тем, что по прогнозам на 2010-2012 гг. потребность в специалистах индустрии сервиса и туризма будет только возрастать. Поэтому реализация различных подходов предполагает и активное участие бизнес-сообщества в профессиональной подготовке специалистов туриндустрии. Инновационные образовательные программы позволяют улучшить связь будущего рабочего места с компетенциями выпускника и обеспечить множественность траекторий получения деловых (профессиональных) квалификаций [4]. Для  этого необходимо налаживать постоянное взаимодействие, иметь постоянную устойчивую и эффективную «обратную связь» от работодателей, где бизнес сообщество представляет многочисленную и неоднородную категорию. Результативное качество высшего образования должен оценивать внешний оценщик, прежде всего, бизнес [5]. Это необходимо прежде всего для того чтобы  предприятия индустрии сервиса и туризма:

  • своевременно получали высококвалифицированный персонал, подготовленный по заказу;
  • осуществляли квалифицированную помощь в организации непрерывного обучения персонала для профессионального уровня в соответствии с развитием современных методик и технологий;
  • в проведении исследований (перспективы развития предприятия, исследование рынка, социологические опросы и т.п.)

Для образовательного учреждения, в свою очередь, это гарантированное трудоустройство выпускников; отсутствие проблем с организацией практики; возможность своевременно вносить изменения в педагогические концепции в соответствии с требованиями рынка.

Несмотря на явные преимущества такого рода сотрудничества (подготовка квалифицированных специалистов с учетом региональной специфики; достижение оптимального соотношения между теорией и практикой на основе взаимовыгодного сотрудничества образовательных учреждений и предприятий социально-культурного сервиса и туризма; использование положительного опыта в управлении, обмен информацией, а также возможность развития деловых контактов и партнерских отношений, что позволяет повысить эффективность функционирования предприятий-членов ассоциации и т.п.) организация деятельности требует соответствующей подготовки, как со стороны образовательного учреждения, так и предприятий туриндустрии. Это относится не только к разработке соответствующей договорной документации, четкому планированию основных направлений деятельности и их реализация, но и осознанию необходимости данной организации для каждого предприятия.

Внедрение практико-ориентированного подхода к обучению в решении проблем профессиональной подготовки специалистов сервиса и туризма является наиболее перспективным и включает в себя различные варианты внедрения в теоретический процесс обучения практических навыков, моделирование производственных ситуаций и т.д. Предлагаются различные принципы практико-ориентированного обучения: обеспечение гибкости и динамичности обновления образовательно-профессиональных программ в целом и по их частям (блокам); реализация академической мобильности, академических свобод в сфере высшего образования; модульность программ и учебных дисциплин; разнообразие форм аудиторной работы и т.п. [6].

Важную роль в реализации данного подхода играет собственно практический аспект подготовки будущих специалистов:

  • использование в преподавании производственной базы специальности;
  • привлечение практиков-специалистов к преподаванию в рамках основных дисциплин специальности;
  • погружение в производственную среду на базе вуза за счет функционирования специализированного кабинета и иных форм;
  • внедрение практической составляющей в учебные дисциплины;
  • связь практики с учебными дисциплинами;
  • создание отвечающей современным требованиям информационной базы специальности, что позволит создать условия для формирования основных компетенций будущего специалиста сервиса и туризма: общенаучных, социально — личностных, организационно-управленческих, общепрофессиональных и специальных;
  • создание в рамках вуза учебного комплекса по подготовке специалистов сервиса и туризма (студенческого бюро по сервису и туризму и т.п.). В нашем случае учебной лаборатории «Турсервис» на базе кафедры физической и экономической географии КГУ.

финансированиеВ связи с этим наиболее распространенными моделями партнерства образовательных учреждений и предприятий являются: стажировки, прохождение практики, участие бизнес-представителей в теоретической подготовке студентов, отраслевой заказ или корпоративный договор, участие бизнеса в финансировании учебного заведения, в том числе при обновлении материально-технической базы, устойчивое сотрудничество за счет создания совместных учебно-инновационных центров, участие бизнеса в аккредитации образовательных программ и участие в координационных (попечительских) советах и т.п.

Опыт внедрения практико-ориентированного подхода в ходе подготовки специалистов сферы сервиса и туризма в КГУ показал, что взаимодействие вуза и предприятий туриндустрии возможно в следующих формах: двухсторонние договоры вуз — предприятие; трехсторонние договоры, когда к двум вышеназванным сторонам подключается студент; совместная разработка модели специалиста сервиса и туризма; предоставление образовательного кредита студенту; создание практических баз по подготовке специалистов туриндустрии по различным направлениям их профессиональной деятельности. Последний аспект нашел отражение в совместном проекте КГУ и общественной организации по развитию внутреннего туризма «Туральянс–Алтытнчеч». Актуальность данного проекта обусловлена острой нехваткой специалистов в г.Казань и республике. Данная проблема близка к европейским процессам в развитии гостиничного хозяйства и процессу модернизации в целом. Реализацию нового подхода в подготовке высококвалифицированных специалистов гостиничной индустрии на высоком уровне может реализовать гостиница-практикум, деятельность которой сможет заинтересовать иные образовательные учреждения города и РТ, которые готовят специалистов сервиса и туризма, город и собственно предприятия гостиничного бизнеса (табл. 1, 2).