Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Роль культурологической составляющей в профессиональной подготовке специалистов сферы туризма

Роль культурологической составляющей в профессиональной подготовке специалистов сферы туризма

Короткова А.Л.
НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ»

Важная цель системы непрерывного образования сегодня – воспитать человека не просто знающим, а понимающим, чувствующим, способным легко адаптироваться и применять профессиональные знания, умения и навыки в мультикультурной среде. Для достижения этой глобальной цели происходит постепенная переориентация педагогического процесса с формирования узкого профессионализма на формирование целостной профессиональной культуры, так как именно овладение профессиональной культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности ценностным культурным приоритетам. Система высшего образования должна помочь студентам сформировать собственную систему профессиональных приоритетов, находящуюся в гармонии с иерархией культурных ценностей общества.

сервисСоциально-культурный сервис и туризм (СКСТ) – это профессиональные области, в которых отсутствие социокультурной компетенции специалистов (как необходимой составляющей профессиональной культуры) не только является препятствием для их полноценной, продуктивной трудовой деятельности, но и свидетельствует о профессиональной непригодности. В процессе подготовки  конкурентоспособных специалистов СКСТ необходимо формировать качества, обеспечивающие особое видение социокультурной реальности, способность анализировать и адекватно оценивать процессы, происходящие в теле культуры. В формировании этих качеств особую роль играют усвоение студентами содержания дисциплин «Культурология» и «Мировая культура и искусство», использование в преподавании этих дисциплин интенсивных методов обучения, создание у студентов потребности в постоянном саморазвитии профессиональной и общей культуры.

Сегодня процесс формирования наук о культуре отражает общую тенденцию интеграции разрозненного научного знания о культуре и на данный момент еще не закончен. Разнообразие подходов к рассмотрению культуры, наличие различных концепций трактовки культурологических проблем дают педагогу высшей школы возможность выбирать тот подход к изложению содержания дисциплин «Культурология» и «Мировая культура и искусство», который в наибольшей степени соответствует специфике будущей профессии студентов, особенностям конкретного учебного заведения. Отбор содержания этих учебных курсов, выбор форм организации, методов, средств обучения должны быть обусловлены целевой направленностью подготовки будущего специалиста социально-культурного сервиса и туризма, особенностями профессиональной деятельности в данной сфере, типичными затруднениями и ошибками.

В содержание дисциплины «Культурология» для сервисных специальностей в Академии управления «ТИСБИ» включен раздел «Человек и культура досуга», в котором подробно рассматривается досуг не только как свободное от бытовых забот и основной работы время, но и как достаточно сложный культурный феномен. Анализируются важные формы проведения досуга (в том числе и туризм)  как формы участия человека в игровых ситуациях, изучается игровая концепция культуры на основе профессионально значимых примеров. Использование метода игровых ситуаций в учебной деятельности является эффективным средством интенсификации процесса формирования основ профессиональной культуры у студентов, а понимание важности элементов игры в повседневной деятельности человека обеспечивает положительную учебную мотивацию. Проводимые российские научные конференции решают различные вопросы.

элемент дисциплиныВажным элементом содержания дисциплины «Культурология» является раздел «Профессиональная культура», в котором студенты знакомятся со структурой профессиональной культуры на примере выбранной ими специальности. Студенты самостоятельно наполняют  конкретным содержанием мотивационный и операционально-деятельностный компоненты структуры профессиональной культуры. Мотивационный компонент профессиональной культуры предполагает отношение к собственной профессиональной деятельности как субъективнозначимой и социальнозначимой ценности; положительное отношение к выбранной профессии и к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию; удовлетворенность профессиональным выбором; владение этическими нормами профессии и др. Операционально-деятельностный компонент предполагает профессиональные знания как основу совершения труда; профессиональные умения и навыки; представления и знания о профессии; профессиональные способности; профессиональное творчество и др. Диагностируя у себя степень сформированности тех или иных элементов профессиональной культуры, студенты получают стимул для дальнейшего профессионального самосовершенствования. Изучив учебные планы, Государственный стандарт по собственной специальности, студенты в дальнейшем могут самостоятельно выделять те элементы содержания преподаваемых им дисциплин, которые способствуют формированию  у них основ профессиональной культуры. Тем самым культурологическая составляющая содержания образования играет существенную роль в осознании студентами системы межпредметных связей  профессиональной подготовки, способствует пониманию значимости каждой дисциплины в учебном процессе.

Преподавание дисциплины «Мировая культура и искусство» для будущих специалистов социально-культурного сервиса и туризма предусматривает рассмотрение памятников культуры  с точки зрения их туристской и рекреационной привлекательности. Студенты не только получают информацию о памятниках культуры в существующих туристских центрах, но и учатся оценивать культурные ресурсы того или иного региона как потенциального туристского центра. Рассматривая культурный объект как системообразующий элемент туристского центра студенты должны понимать, что форсированное развитие бизнеса и туристической индустрии угрожает национально-культурному наследию и этническому своеобразию культур. Найти баланс между процессами развития туризма и охраны памятников культуры – сложная задача, решение которой невозможно без понимания будущими специалистами сферы туризма необходимости защиты культурного, исторического и природного наследия.