Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Предпосылки развития туристского сектора рынка труда и системы

Предпосылки развития туристского сектора рынка труда и системы профессионального образования в сфере туризма

Г.Ф. Габдрахманова
Казанский Государственный Технологический Университет
Российская Федерация, Республика Татарстан

Современный этап развития индустрии туризма отличается сложностью и высокой дифференцированностью профессиональной деятельности, что объективно предъявляет высокие требования к уровню и качеству подготовленности специалистов. В Российской Федерации существует немало государственных и негосударственных высших учебных заведений, которые готовят кадры для индустрии туризма. Большинство из них базируют подготовку студентов на государственных образовательных стандартах по менеджменту, экономике, социально-культурному сервису и туризму. Вместе с тем, как известно, наша туристская индустрия продолжает испытывать недостаток в профессиональных кадрах.

система образованияЗа последние годы в самой системе профессионального туристского образования произошли позитивные перемены. Обозначился определенный прорыв в разработке учебных и методических пособий, касающихся вопросов организации деятельности туристских фирм, функционирования отдельных сегментов индустрии туризма и других аспектов туристской деятельности.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что экономический и культурный потенциал любой страны значительно зависит от состояния индустрии туризма. Государство должно быть заинтересовано в развитии как туризма, так и туристской образовательно-педагогической парадигмы, придания этим сферам приоритетного государственного значения.

Развитие туризма в России обусловливает необходимость профессиональной подготовки работников в области  туризма через систему высшего профессионального образования.

Система образования, в частности высшей школы, может внести значительный вклад в развитие туризма в нашей стране, целенаправленно развивая в будущих специалистах способности и качества личности, необходимые для успешной туристической деятельности. Все выступления объединены в сборник. Конференций, посвященных туризму, не так много. Одна из них - Тур-фактор.

На пути к новой компьютерной цивилизации проблема образовательных технологий принимает все более кардинальный характер. Определяющим фактором развития становится общая гуманистическая тенденция, одной из целей которой является формирование профессионально-компетентной, свободно самоорганизующейся, гуманистически развитой личности. Поиски выхода на современные позиции привели к перестройке характера обучения в направлении объединения специальных наук с гуманитарными, поскольку простого включения гуманитарных предметов в учебные программы уже недостаточно.

Новые экономические отношения повлияли на процессы, протекающие в сфере туристских услуг, усложнили проблему подготовки кадров, потребовали переосмысления устоявшихся понятий, организационных форм и характера деятельности предприятий туризма. Наряду с государственным сектором экономики вырос негосударственный туристский сектор. Потребность в специалистах новой формации породила большое число частных предприятий туристских образовательных услуг. В переходный период вместе с изменениями в экономике изменяются педагогические и экономические аспекты подготовки кадров туризма.

Уровень экономического развития страны напрямую зависит от уровня квалификации рабочей силы. Соответственно развитие системы образования предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов.

внедрение подходовОт современного учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса.

В ситуации, когда туризм все более принимает рыночные формы функционирования, на рынке труда требуются профессионалы, владеющие специфическими технологиями  и  программными   продуктами,  знающие  основы   продвижения  туруслуг, коммуникативно-психологические особенности общения с клиентами и т. д.

Несомненным поводом введения инновационного подхода в решение данной проблемы послужит тот факт, что во всем мире в подготовке кадров для туриндустрии приоритетное внимание уделяется дисциплинам, связанным с психологией общения, психологией влияния, менеджментом и  экономикой  турогранизаций, а тающее методикам разрешения конфликтов.

Основным психолого-педагогическим аспектом отечественного профессионального образования в сфере туризма является деятельно-творческая функция, то есть постижение и осознание каждым студентом своего места в мире туризма, развитие личностных, интеллектуальных, культурных и духовно-нравственных качеств как специалиста и исполнителя. В соответствии с этой функцией психолого-педагогическая подготовка специалиста сферы туризма требует достижения органического единства теории и практики, обучения и воспитания, взаимосвязи и преемственности преподавания естественнонаучных, гуманитарно-философских и прикладных дисциплин.