Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Информационные технологии для подготовки специалистов туристического профиля

Информационные технологии для подготовки специалистов туристического профиля

Ю.Е.Андрианова, Ирза Л.В.
Казанский филиал Российской международной академии туризма

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой частью этих процессов является компьютеризация образования. 

подготовка специалистовДля подготовки кадров туристического профиля могут использоваться все виды компьютерных учебных программ, такие как обучающие программы, электронные учебники и программы по контролю знаний. Все они способствуют развитию интеллектуальных возможностей обучающихся, индивидуализации и интенсификации процесса обучения, а также повышению качества обучения. В данной работе рассматривается только один вид компьютерных программ, осуществляющих контроль знаний, это так называемые, «тестовые программы».

До сих пор, эти вопросы, вызывают большое количество дискуссий. Многие педагоги и психологи пытаются аргументировано ответить на основной вопрос: может ли «бездушная» машина оценить знания обучающихся? В то же время, на практике общепризнано, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную работу по проверке тестов и контрольных работ, что позволяет проводить контроль чаще и снизить фактор субъективности, на который часто жалуются студенты [1]. Ежегодные семинары, конференции проходят и в Татарстане.

Для того чтобы контролирующая программа адекватно оценивала знания, она должна обладать определенным «интеллектом». Важной характеристикой «интеллекта» программы является возможность автоматически анализировать ответы, а также автоматически генерировать задания из базы данных с помощью датчика случайных чисел [2,3]. В этом случае контроль становится более объективным, так как разные студенты получают разные задания. 

Объективный автоматический анализ ответов предполагает, что программа: 

  1. дает возможность анализировать ответы разных типов (выборочный, инъекцийный, перестановочный, классификационный, полностью конструируемый обучаемым); 
  2. распознает различные синонимы правильных ответов; 
  3. проводит синтаксический и семантический анализы ответов; 
  4. различает технические (орфография, ошибки клавиатурного набора) и существенные ошибки; 
  5. локализует местонахождение ошибки;
  6. может задавать дополнительные вопросы с целью уточнения оценки.

система обученияВ традиционной системе обучения контроль знаний на экзамене проводится с помощью нескольких вопросов. Обычно в билете два-три основных вопроса плюс несколько дополнительных. Полученные студентом оценки за ответы на эти вопросы распространяются и на не проконтролированные разделы учебного материала. Таким способом минимизируются затраты рабочего времени экзаменатора. Система компьютерного контроля позволяет реализовать более эффективную технологию контроля знаний по всему пройденному материалу, не заботясь об экономии времени на проверку.

Тестовая система компьютерного контроля одна из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний. Главные требования к такой системе заключаются в том, что тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию. Степень правильности ответа на каждый заданный вопрос должна сообщаться сразу же. Кроме того, тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который необходимо усвоить. 

Учет времени при тестировании, большинство преподавателей оценивает как один из способов борьбы со шпаргалками: если вопросов много, то для поиска ответа на очередной вопрос нужна либо очень большая шпаргалка, либо целиком учебник. Но такой поиск ответа займет много времени и, следовательно, общий итог по времени может оказаться отрицательным. Чтобы иметь положительный результат проверки, нужно давать ответы не только правильно, но и достаточно быстро.