Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Древний Болгар и остров-град Свияжск: основные подходы к формированию туристских проектов и программ

Древний Болгар и остров-град Свияжск: основные подходы к формированию туристских проектов и программ

Е.Е.Новикова
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Болгар и остров-град Свияжск, наряду с Казанью и Елабугой, являются туристскими центрами с богатым потенциалом. Для того, чтобы сделать их более привлекательными и интересными для посещений как российских, так и иностранных гостей, для значительного увеличения турпотока необходимо вести работу в двух взаимосвязанных направлениях:

  1. по формированию туристского продукта;
  2. по его продвижению на перспективные российские и зарубежные туристские рынки.

СвияжскПервое направление требует развития туристской инфраструктуры, формирования спектра разнообразных туристских услуг, создания туристских маршрутов и программ, ориентированных на различные потребности и разные категории туристов.

Второе направление связано с популяризацией этих туристских центров, проведением целенаправленной рекламно-имиджевой кампании как со стороны государства, так и турбизнеса, формированием туристского интереса и устойчивого спроса на данные направления на туристском рынке. Основные темы для научно практической конференции озвучиваются накануне ее проведения.

Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан проводится работа по продвижению Болгар и острова-града Свияжск на туристский рынок через систему позиционирования в средствах массовой информации, печатных изданиях, международных туристских выставках (Берлин, Лондон, Мадрид, София, Стамбул, Москва, Самара, С-Петербург и др.), через рекламные туры для туроператоров и пресс-туры для жарналистов, презентации и другие имиджевые мероприятиях различного уровня с участием Болгарского музея-заповедника и представителей администрации Зеленодольского и Спасского муниципальных районов.

Однако, несмотря на довольно большую известность, туризм здесь пока не получил своего устойчивого развития из-за неразвитости инфраструктуры, недостаточности необходимых услуг, однообразия экскурсионного показа и, практически, отсутствия интересных, в т.ч. интерактивных, программ.

Возвратность туристов в эти центры невысокая (за исключением паломников), поскольку в течение уже многих лет существенно не меняется программа посещений, не решаются важные для туристов бытовые вопросы, проблемы благоустройства, питания и т.д.

Мы считаем, что для дальнейшего развития и популяризации Болгар и острова-града Свияжск необходимо решать взаимосвязанные задачи создания привлекательной инфраструктуры, насыщения яркими интересными туристскими программами, формирования комплексных маршрутов и туров, для чего использовать богатый туристский потенциал муниципального района и прилегающих территорий. Наше мнение основано на оценках российских и зарубежных экспертов по туризму, профессиональных туристских общественных организаций, туроператоров. Оно легло в основу республиканской целевой программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы», принятой постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 года № 955.

В Болгаре первоочередным проектом по развитию туризма должно стать создание двух сервисных зон приема туристов.

Первая зона включает в себя обустройство набережной, как главных ворот для туристов, прибывающих по воде, что формирует первое, а зачастую, и главное впечатление. Необходимо создание причала, мест отдыха, проката инвентаря и малых судов, объектов торговли, в т.ч. сувенирами и изделиями народных художественных промыслов. Все объекты на набережной должны быть созданы в едином ансамбле, чтобы каждый вступающий на эту древнюю землю почувствовал себя в государстве Великая Волжская Булгария. Интересна идея создания Ага-базара с его неповторимым колоритом торгового места и места развлечения.

Именно на набережной должны начинаться и завершаться туристские программы: от встречи гостей до веселого праздника. Встречать могут булгарские воины на конях – идея опробована во время рекламного тура для журналистов и туроператоров, - впечатление огромное: моментальное погружение туриста в «среду» древнего города.

БолгарПонятно, что программы должны быть разными для различных групп туристов: для детей и молодежи, для путешествующих на круизных теплоходах, для специалистов-историков, а также для паломников.

Актуальным является и создание в Болгаре яхт-центра в связи с развитием этого направления в России и постепенным перемещением яхтенных туристских маршрутов от Москвы вниз по Волге. Через данную инфраструктуру может реализоваться и потребность в услугах, связанных с «зеленой стоянкой» круизного туризма, что увеличит время пребывания туриста в Болгаре. Если первая часть маршрута может быть реализована своим культурно-историческим аспектом в музее-заповеднике, то вторая - отдыхом и развлечениями на берегу, связанным с прокатом малых судов, рыболовного инвентаря и оборудования. Активный интерес к «зеленым стоянкам» проявлен крупными судовладельцами Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Перми.