Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Краеведческая журналистика как фактор развития туризма в Российских регионах

Краеведческая журналистика как фактор развития туризма в Российских регионах

А.П. Короченский,
Декан факультета журналистики Белгородского госуниверситета

Краеведение способствует накоплению и распространению как комплексных природоведческих сведений об определенной местности, так и исторических и искусствоведческих знаний, характеризующих многообразное развитие местного социума. Непосредственными участниками создания такого разнообразного комплекса знаний и его пропагандистами являются краеведы – люди, проживающие в данной местности и заинтересованные в сохранении и приумножении достижений и традиций своего края.

распространениеДля максимально широкого распространения знаний о родной земле краеведы (в их числе – учёные, педагоги, журналисты, рядовые граждане) широко используют богатые ресурсы журналистики. В средствах массовой информации публикуются результаты исследовательской работы краеведов, собранные ими исторические документы и материалы, произведения о природно-климатических и пейзажных особенностях местности, о многообразии животного и растительного мира данного региона, о местных архитектурных и археологических памятниках и мемориальных объектах, о жизни и деятельности выдающихся земляков. Особо важное познавательное и воспитательное значение имеют мемориальные места – места сражений, музеи, квартиры и усадьбы писателей, художников, ученых, их любимые пейзажи, а также публикации в СМИ о памятных местах.

Необходимо отметить, что круг объектов краеведения в значительной степени совпадает с объектами туризма. Краеведение в целом и краеведческие публикации в частности имеют существенное значение, поскольку формируют у массовой аудитории чувство личной сопричастности к судьбе малой родины, любви и привязанности к родному краю. Однако возможности краеведческой журналистики, представляющей собой одно из важнейших звеньев краеведения как социальной деятельности, этим не ограничиваются.

Нацеленность краеведческой журналистики на распространение комплекса знаний о родном крае превращают её в существенный потенциальный информационный ресурс стимулирования внутреннего туризма в локальных и региональных масштабах. Хорошее знание достопримечательностей и красот родного края, обеспеченное развитием краеведческой журналистики, должно сочетаться с формированием конкретных побудительных мотивов потребления туристических услуг на уровне региона и межрегиональном уровне. Сама по себе осведомленность о природных и культурных богатствах родного края не превращается в потребность участвовать в туристических поездках до тех пор, пока не созданы адекватные потребительские стимулы. Вместе с тем именно этот аспект обычно игнорируется краеведческой журналистикой, поскольку традиционно её основное предназначение видится в границах познавательной, культурно-воспитательной деятельности.

Возможности краеведческой журналистики в стимулировании развития местного и регионального туризма осмыслено пока ещё недостаточно, что объясняет также и весьма ограниченное использование на практике её ресурсного потенциала. Для адекватного познания этих возможностей необходимо рассматривать краеведческую журналистику в контексте двух познавательно-творческих социализирующих систем – краеведения и журналистики, так как она вписана в обе этих системы и несет на себе отпечаток каждой из них.

делениеАкадемик Д.С. Лихачев отмечал, что краеведению не присуще деление на два уровня: один уровень – для ученых-специалистов и другой – для «широкой публики». «Краеведение само по себе популярно. Оно существует постольку, поскольку в его создании и восприятии (потреблении) участвуют широкие массы» [Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура – М.: Искусство, 2000 – С.159-173]. Эта особенность краеведения обусловила и специфику краеведческой журналистики. Авторами работ о достопримечательностях и выдающихся людях родного края выступают как профессиональные журналисты, так и внештатные авторы. Публикации, в которых самовыражаются рядовые граждане – любители и почитатели родного края, не всегда соответствуют строгим профессиональным критериям журналистики, но вместе с тем они нередко обладают чрезвычайно важными качествами – искренностью и свежестью восприятия, неподдельным стремлением поделиться своими живыми впечатлениями. Эти качества придают особую убедительность призыву к землякам совершить туристическую поездку к маленькому местному чуду – будь то кристально чистый родник с целебной водой или полузабытое живописное «дворянское гнездо», умиротворяющая сельская идиллия дальней деревни или трепетная обстановка недавно восстановленного древнего подземного монастыря.