Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

О значении взаимодействия учреждений туристского образования с музеями

О значении взаимодействия учреждений туристского образования с музеями

К.Н. Пономарев, И.З. Шахнина, А.Р. Биряльцева.
НОУ ВПО- Российская международная академия туризма – Казанский филиал

Как известно из теории, одними из важнейших функций туризма являются познавательная и развивающая функции. Во время туристских путешествий потребители туристского продукта расширяют свой кругозор и развивают личностные качества. Организаторы туристической деятельности должны создавать комфортные условия для реализации этих возможностей. Поэтому учреждения туристского образования должны тесно сотрудничать с музеями для привития студентам навыков качественной разработки программ познавательного (культурного) туризма.

культурный туризмРеспублика Татарстан и её столица г.Казань обладает мощным потенциалом для развития культурного туризма. Сохранились, изучаются и паспортизируются объекты, связанные с жизнью и деятельностью всемирно известных деятелей искусства: Льва Толстого и Велимира Хлебникова, Фёдора Шаляпина и Софии Губайдуллиной; учёных Казанского университета: Лобачевского, Зинина, Бутлерова, Арбузовых и многих других; представителей казанской медицинской школы – Вишневского, Бехтерева, Сеченова и т.д. и т.п. Казанские музеи сохраняют, экспонируют, пропагандируют богатейшее культурное наследие. Студенты, осваивающие туристские специальности, в процессе своего обучения должны быть ознакомлены с содержанием, формами и методами работы музеев, как будущие организаторы туристского обслуживания. В этом году сценарий конференции будет иным.

В процессе изучения в Казанском филиале РМАТ курсов «Введение в туризм» и «Программный туризм» большое внимание уделяется приобщению студентов к культурному наследию региона. В качестве содержания самостоятельной работы студентов-первокурсников в рамках курса «Введение в туризм» им поручается посетить не менее четырёх музеев г.Казани и составить отчёты по определённому плану. В своих отчётах студенты анализируют наиболее ценные экспонаты музеев, культурно-образовательную деятельность, возможность включения в программы въездного внутреннего туризма посещение этих музеев и участие в их мероприятиях. Казанский филиал РМАТ заключил соглашения о сотрудничестве в сфере культурно-образовательной и научно-исследовательской деятельности с некоторыми музеями Казани. По заявке Казанского филиала РМАТ Центром «Эрмитаж-Казань» разработаны циклы лекций «Великие музеи Западной Европы» и «По городам и музеям мира», которые ежемесячно проводятся в Казани сотрудниками Государственного Эрмитажа. Прослушивание этих лекций включено в программу самостоятельной работы студентов по предметам «Введение в туризм», «Программный туризм» «Основы экскурсионной деятельности». Тесно сотрудничает КФ РМАТ с музеем изобразительных искусств, студенты участвовали в организованной музеем поездке по Волге «Свияжские осенины» осенью 2007 г., в программе, посвящённой Дню влюблённых. В январе для студентов вуза проводилась программа «Рождество в доме Боратынских» в одноимённом музее. Участие в музейных мероприятиях в качестве потребителей не только расширяет кругозор студентов, что весьма актуально, но и знакомит студентов с практикой музейной работы с посетителями, с разнообразием форм и методов культурно-образовательной деятельности музеев.

Местный краеведческий материал используется при подготовке курсовых и дипломных работ. Богатые рекреационные ресурсы регионов Татарстана являются материалом для курсовых работ по различным предметам, таким, как «Рекреационное ресурсоведение», «Программный туризм» и другим. Например, в Лаишевском районе Татарстана родился русский поэт Г.Р.Державин, ученик первого набора Казанской мужской гимназии, основанной в 1759 году. Именно Казани посвящены строки, ставшие крылатыми «…Отечества и дым нам сладок и приятен». По территории нынешнего Татарстана проезжал Радищев и описал наш край в своих дневниках. Казань и окрестности описаны Пушкиным и Аксаковым. В Высокогорском районе республики сохранились места, связанные с жизнью семьи поэта Евгения Боратынского. Его сын и внук были предводителями дворянства Казанского уезда в 19-20 вв, сохранились остатки их имений, здания земских школ, построенных на их средства, которые до сих пор функционируют. Ярким объектом нематериального культурного наследия является роман правнучки поэта Боратынского Ольги Ильиной «Канун Восьмого дня» Эта книга вышла в 50-е годы 20 века в США, а в 2004 году была издана в Казани музеем поэта Е.Боратынского. В книге описаны эпизоды дворянской жизни Казани начала 20 века, а также революционные события. Казанский филиал РМАТ ставит своей задачей ознакомление студентов с богатым краеведческим материалом, накопленным в казанских музеях.

разработка маршрутовВ 2007 году в Казанском филиале РМАТ открыто отделение кафедры ЮНЕСКО. В программы учебных курсов введены темы по изучению объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории России и разработка туристских маршрутов по ним. При отделении кафедры создано научное общество студентов. В плане работы общества – сотрудничество с казанскими музеями и участие в их мероприятиях, мониторинг состояния объектов культурного наследия г.Казани, нуждающихся в охране, изучение исторического прошлого и настоящего места расположения главного здания КФ РМАТ (ул.Профсоюзная, 13) – одного из древнейших кварталов тысячелетней Казани, изучение объектов, связанных с жизнью и деятельностью поэта Велимира Хлебникова и его сестры, художницы Веры Хлебниковой, дворян Боратынских, современных писателей Василия Аксёнова и Евгении Гинзбург и др.

Преподаватели КФ РМАТ принимают активное участие в музейных мероприятиях: открытиях выставок, семинарах. Так, в феврале 2007 года музей изобразительных искусств проводил семинар по музейной педагогике с приглашением Вансловой Е.Г. – автора многих книг по этому направлению, 14-17 марта 2008 года там же прошёл семинар по программе Фонда содействия развитию культуры и искусства в странах Центральной и Восточной Европы (США) «Организация маркетинга и расширение аудитории музея».

Сведения, полученные на семинарах, способствуют повышению квалификации преподавателей филиала, обновлению содержания программ учебных курсов, внедрению новых форм и методов проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов.

Таким образом, взаимодействие учреждений туристского образования с музеями является важной составляющей повышения качества образовательного процесса.