Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Взаимодействие вузов и предприятий индустрии гостеприимства при подготовке персонала

Взаимодействие вузов и предприятий индустрии гостеприимства при подготовке персонала

Овчинникова Людмила Александровна
старший преподаватель кафедры «Социально-культурный сервис и туризм»
Кавминводский институт сервиса (филиал) Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, г. Пятигорск

Успех в индустрии гостеприимства как сферы обслуживания во многом зависит от человеческих ресурсов, их качественных и количественных характеристик. Поэтому решение проблем подготовки кадров, главной целью которой является определение совокупности людей, способных в ближайшей перспективе занять новые должности, в гостиничном бизнесе является очень важной.

эффективность бизнесаСреди множества условий, определяющих эффективность туристского и гостиничного бизнеса, высокое качество услуг, ведущее место занимает профессиональная подготовка, постоянное повышение квалификации. Кадровая работа - подбор, расстановка кадров, профессиональное обучение требуют постоянного внимания руководителей отелей. Высокопрофессиональные специалисты - это основа и гарантия высокого имиджа отеля. Создать конференцию требует немалого труда.

Сложившаяся система подготовки кадров для гостинично-туристского комплекса (ГТК) демонстрирует явный перекос в сторону высших образовательных учреждений. На примере города Москвы можно констатировать, что ежегодный выпуск более 400 специалистов с высшим образованием по гостинично-туристским специальностям превосходит в настоящее время потенциальную потребность отрасли /1/. В то же время, как показывает практика, большую востребованность имеют выпускники специализированных колледжей, например, известного в отрасли московского колледжа «Царицыно». Высшие учебные заведения все еще продолжают открывать специальности по обучению в сфере гостиничного и туристского бизнеса. Этот процесс нарастал в последние два – три года. Факультеты, на которых ведется обучение специалистов в сфере ГТК, открыты теперь в строительных, горных и иных непрофильных вузах. По другую сторону образовательных учреждений функционируют не больше десяти колледжей и две школы, осуществляющих подготовку линейного персонала для гостиниц и туристских фирм.

В мировой практике, напротив, именно сегмент начальной подготовки в туризме является самым емким, что оправдано спецификой отрасли, где доля специалистов с высшим туристским образованием составляет менее 20% от всех занятых. Мировой опыт также показывает наличие значительного отсева (до 50%) в гостиничной отрасли, как при трудоустройстве, так и в первый год работы. В итоге многие выпускники вузов, потратив на обучение 5-6 лет, в скором времени ощущают невостебованность или разочарование в выбранной специализации.

хозяйствоДля отечественного гостиничного хозяйства свойственна повышенная доля сотрудников с высшим образованием в общем штате гостиничных предприятий. Часто даже горничные столичных отелей имеют высшее образование. Это отнюдь не связано с престижностью гостиничных профессий. Скорее наоборот, данную тенденцию можно объяснить структурными перестройками на рынке труда, низким уровнем заработной платы в отдельных отраслях, а также невостребованностью специалистов в своей профессиональной области. По данным мониторинга, проводимого Комитетом по внешнеэкономической деятельности города Москвы летом 2005 года, доля административно-управленческого персонала составляет не более 15% от общего числа работников, занятых в гостиничном хозяйстве столицы /1/. Оставшаяся часть приходится на обслуживающий и технический персонал. Таким образом, большинству выпускников профильных высших учебных заведений так и не удается найти работу по своей специальности. Впрочем, у них есть возможность начать свою карьеру с позиции официанта, горничной, портье, однако имея квалификацию «менеджер», выпускники вузов часто не готовы к такому ходу действий.