Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Социализация и система ценностей студенческой молодёжи в современном обществе

Социализация и система ценностей студенческой молодёжи в современном обществе

Лящук Ольга Николаевна
ассистент кафедры «Социально-культурный сервис и туризм»
Кавминводский институт сервиса (филиал) Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса

Социализация — это процесс формирования в течение жизни индивидуальных паттернов, ценностей, стандартов, навыков, установок и мотивов в соответствии с образцами, наиболее желательными в данном обществе. Причем к своему «Я» человек относит «не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни». «Реальное бытие личности, — считает С.Л. Рубинштейн, — суще­ственно определяется ее общественной ролью; поэтому, отражаясь в самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в его "Я"» (1). Обратной стороной социализации является индивидуализация как фундаментальный феномен общественного развития человека. Собрания, семинары, конференции объединяют всех заинтересованных лиц.

Для регуляции процессов социализации используются эталоны (социально-одобряемые модели личности и поведения) и социальные нормы. Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию (И.С. Кон). Социальные нормы есть требования организованной общности к ее членам, выраженные в какой-либо форме или образе жизни/деятельности/поведения. Им противостоит система индивидуальных требований человека к жизни/деятельности/себе, что проявляется в разнообразии вкусов/ мнений/ отношений, в избирательном восприятии/направленности/субъективизме.

Комплексным критерием социализации — индивидуализации личности является зрелость и реализованность как соответствие данной личности существенным характеристикам исторического типа личности, ее индивидуального образа образу жизни ее класса (Л.Н. Коган) и своим собственным интересам.

По мере взросления поведение индивида мотивирует стремление повысить свою компетентность и эффективно взаимодействовать со средой, а не ослаблять напряжение. Возрастающие потребности ведут его за собой, усиливая напряжение и превращая его в механизм реализации своего творческого потенциала.

Рост профессионализма и развитие личности взаимосвязаны: в основе двух обозначенных феноменов лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» действительности и достигать при этом наиболее полной творческой самореализации. Здесь необходимо взаимодействие вузов с молодежью. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, углубление представления о ней. В свою очередь, преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень приводит к дальнейшему личностному росту.

Настоящая личность многогранна ей важно реализовать весь свой творческий потенциал, от этого зависит состоятельность собственного «Я»! В каждом творческом жизненном цикле есть свои приоритеты и ценности. Поэтому человеку свойственно переосмыслить и дать оценку пройденному этапу. Нужно не забывать, что настал тот момент для дальнейшего саморазвития! 

Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений. Сегодняшние молодые россияне оказались в сложной ситуации: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в настоящее время утратили практическое значение для «детей». В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий его переходное состояние.

Распределение главных жизненных целей молодежи, в %

Рисунок 1. Распределение главных жизненных целей молодежи, в %