Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Досуговая деятельность в структуре лечебного туризма туристско-рекреационных регионов

Досуговая деятельность в структуре лечебного туризма туристско-рекреационных регионов

Репс Кирилл Григорьевич
ассистент кафедры «Социально-культурный сервис и туризм»
Кавминводский институт сервиса (филиал) Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса

Развитие лечебного туризма в мировой практики туристской индустрии является перспективным направлением организации досуговой деятельности населения. Глобализация с точки зрения воздействия этого процесса на общество и место туризма в данном процессе весьма актуально как с позиции экономики, так и социологии.

перспективы развития Состояние рынка и перспективы развития рекреационного бизнеса в России в настоящее время имеет региональный аспект, например в Подмосковье будущее за сравнительно небольшими объектами отдыха на 50-200 номеров. Причем как считают специалисты-практики, это направление туризма должно располагаться в сегменте так называемого «элитного» отдыха. Хотя это просто «нормальный» отдых с «нормальным» сервисом. Но такой бизнес будет развиваться медленно, потому что западные гостиничные структуры в рекреационном рынке России пока не заинтересованы и инвестиций с их стороны ожидать не приходится.

Крупных российских инвесторов, желающих вложить средства в этот сложный, трудоемкий и медленно окупаемый бизнес тоже пока недостаточно. Да и специалистов в этой сфере не хватает. Сегодня у нас в стране превалируют ведомственные пансионаты и дома отдыха, эксплуатирующие старую изношенную материальную базу с соответствующими подходами к обслуживанию.

На юге страны несколько иная ситуация – сказывается специфика и традиции в организации отдыха. Но и здесь нет одинаковых решений и подходов в системе организации лечебного туризма. Так в Краснодарском крае с интенсивным развитием этой отрасли есть свои наработки с экономических и маркетинговых позиций - создан крупный туроператор «Росюгкурорт». Работа с агенствами построена на основе дифференцированных агентских процентов комиссии. Система организации сервисной деятельности в данной индустрии пока не имеет четких стандартов и не всегда соответствует стандартам мировой практики организации отдыха. Готовить доклад на конференцию участники Турфактора начинают много заранее.

В особо охраняемом эколого курортном регионе Кавказские Минеральные Воды (КМВ), имеющем давние традиции развития оздоровительного сервиса и которому в этом году исполняется 205 лет с момента подписания Александром I указа об организации КМВ, ситуация также с развитием лечебного туризма не однозначна. Несмотря на принятие постановления правительства РФ об организации здесь туристско-рекреационной территории на Всероссийском форуме «Кавказская здравница 2008» были отмечены пока сложные проблемы по формированию стратегии развития данной территории как туристского региона. Наметились позитивные изменения в экономических направлениях: выработаны основные направления экономического развития, привлечены инвесторы, в том числе и зарубежные, намечены новые объекты строительства, выделены средства из федерального бюджета. Между тем основным с нашей точки зрения «слабым» местом развития лечебного туризма в регионе является именно социально-психологический. Необходимо обратить внимание на организацию клиенториентированного сервиса, наладить структуру досуговой деятельности в туристско-рекреационных комплексах, подготовить конкурентноспособных специалистов «нового поколения» в сфере сервиса. Из всего ассортимента услуг, которые должны быть предоставлены в структуре лечебного туризма, в регионе КМВ наиболее разработаны лечебные услуги. Сказываются давние традиции развития лечебно-профилактической базы, наличие одного из лучших в стране института курортологии, уникальные по качеству и разнообразные по составу гидроминеральные и климатические ресурсы.

контент-анализПроведенный нами контент-анализ специализированных периодических изданий в области туризма «Турбизнес», «Туризм», «Кавказское гостеприимство» за 2005, 2006, 2007 годы показал, что, несмотря на появление специальной рубрики в данных изданиях, посвященных лечебному туризму, достаточной по объему представляемого материала и широкой географии рекламируемых курортов, основная публикуемая информации о лечебном туризме касается опять же ассортименту лечебных услуг как российских так и зарубежных курортов. Досуговой деятельности отдыхающих, организации их отдыха, а не только лечения внимания уделено мало. Дополнительной услугой в структуре лечебных туров в нашей и мировой практике предлагаются познавательные экскурсии.

Одним из важных направлений развития лечебного туризма в современных условиях является применение новых оздоровительных технологий - велнесс- и спа-процедур. Диверсификация лечебных услуг в структуре лечебных туров позволит повысить их качество и конкурентноспособность. Немаловажное значение в структуре лечебного туризма имеет восстановление психологического, эмоционального здоровья отдыхающих и здесь основной приоритет - развитие анимационной деятельности и организация досуга туристов в структуре отдыха. В регионе КМВ в последние два года стали появляться спа-отели, увеличилось количества дополнительных оздоровительных процедур, но вот система организации досуга отдыхающих остается пока самым «слабым» звеном рекреации.

Таким образом, одним из важных и перспективных направлений организации услуг в структуре лечебного туризма является организация досуговой деятельности отдыхающих туристско-рекреационных комплексов.