Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Организация экскурсионной деятельности в Тверском государственном университете: опыт и современность

Организация экскурсионной деятельности в Тверском государственном университете: опыт и современность

Ермишкина О.К.
Кандидат исторических наук,
Доцент кафедры новой и новейшей истории
Тверского государственного университета

развитие туризмаБыстрое развитие туризма стало заметным явлением современного мира. Тверской регион, размещающий на своей территории множество туристических объектов, не может остаться в стороне от потребностей современного общества, которые выражаются и в стремлении людей к активному и здоровому досугу, к путешествиям, к знакомству с достопримечательностями. Руководители Тверской области, в частности губернатор Дмитрий Зеленин, считают туризм приоритетным направлением развития Верхневолжского региона. В связи с такими перспективами резко возросла потребность в квалифицированных кадрах в сфере сервиса и туризма, а их подготовка стала, как кажется, первостепенной задачей учебных заведений Тверской области. Не случайно в последние годы расширился круг туристических специальностей в тверских вузах. Многие из них созданы на базе классических направлений подготовки специалистов (истории, географии и социологии), в рамках которых с успехом применялся экскурсионный метод обучения. Разработка преподавателями и студентами Тверского государственного университета новых экскурсионных маршрутов является продолжением тех традиций, которые были заложены с момента формирования вуза: в земской учительской школе П.П.Максимовича, Тверском учительском, а потом и педагогическом институте, позднее - в Калининском государственном университете. Уже подготавливаются конференции 2011 года.

Образовательная функция экскурсий предопределила их широкое использование в сфере образования, начиная с XVIII в., но особенную актуальность эта педагогическая форма приобрела в 60-70-е гг. XIX в. - в период реформирования российской системы образования. Экскурсионный метод обучения был взят на вооружение педагогами передового учебного заведения - Земской женской учительской школы П.П.Максимовича. В основе мотивации внедрения экскурсий в программу обучения лежала забота о дальнейшей деятельности выпускниц на учительском поприще: «Девушки, окончившие в ней курс, почти все идут на места сельских учительниц, и остаются на этих местах вполне прочно... Само собой разумеется, что такому составу учащихся еще более, чем какому-нибудь другому, необходимо иметь при окончании курса запас впечатлений ярких, картинных, надолго остающихся в памяти. Для учительских семинарий и учительских институтов всякое наглядное пособие исполняет двойную роль: оно облегчает усвоение не только самому учащемуся, но и будущим ученикам его»i.

Экскурсии являлись составной частью таких предметов как история, естествознание, география. Маршруты экскурсий были разнообразны. Как видно из документов делопроизводства, экскурсионные программы охватывали не только достопримечательности Твери и ее окрестностей, но и более дальние маршрутыii. Таким образом, в учительской школе были заложены традиции экскурсионной деятельности и накоплен значительный опыт, которые были развиты преемником Школы Максимовича - Тверским Педагогическим институтом.

экскурсионное делоУчебный план института за 1917 г. в ряду предметов «для всех слушателей» предусматривал преподавание дисциплины «Экскурсионное дело». Кроме этого, на третьем курсе биолого-географического отделения был введён курс «Географические экскурсии»iii. Качественно новый этап в развитии экскурсионного дела в институте связан с активной деятельностью профессора В.А. Герда (1870-1926 гг.). При его непосредственном участии осуществлялась работа по трем направлениям: создание общевузовского органа, ведающего экскурсионным делом; разработка экскурсионного плана; финансовое обеспечение экскурсий. Важной составной частью экскурсионной деятельности в вузе стала теоретико-методическая работа по подготовке экскурсий. Данную задачу выполняло Общество изучения Тверского края, созданное преподавателями вуза. За несколько лет Общество опубликовало ряд сборников с разработкой геологических, природоведческих, историко-культурных, экономических экскурсий. В целом до Великой Отечественной войны экскурсионное дело в Педагогическом институте интенсивно развивалось, было организационно оформлено и теоретически обосновано.

В военные и послевоенные годы экскурсионная деятельность переживает некоторый спад. Этому были объективные причины, связанные с трудностями социально-экономического развития всей страны. Будучи не в состоянии посещать дальние экскурсии, студенты активно собирали материал о военных действиях и их последствиях на территории Калининской области. Собранные сведения пополняли коллекции городских и районных краеведческих музеев, что повышало туристическую привлекательность.