Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Проблемы и перспективы взаимодействия в развитии инфраструктуры круизного туризма в Республике Татарстан

Проблемы и перспективы взаимодействия в развитии инфраструктуры круизного туризма в Республике Татарстан

А.Н.Березинский
заместитель министра по физической
культуре, спорту и туризму Республики Татарстан

Наша встреча посвящена одному из важнейших вопросов развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации – проблеме совершенствования инфраструктуры речного круизного туризма. Хотелось бы поблагодарить инициаторов и организаторов конференции за внимание к данной проблеме и своевременность ее постановки.

круизный туризмДля Республики Татарстан эти вопросы особенно актуальны, поскольку протяженность реки Волга в пределах ее территории составляет 180 км, а реки Кама – 370 км, по рекам туристы могут попасть в столицу – Казань, а также посетить исторически важные и интересные объекты федерального значения – Болгар и Свияжск. Статистика свидетельствует, что количество обслуженных круизных туристов в Татарстане ежегодно растет примерно на 10%. В 2007г. казанским речным пассажирским агентством было принято 656 судов, количество обслуженных пассажиров составило около 155 тыс. человек.

То, что дает круизный туризм, можно увидеть на примере Елабуги, которая в этом году приняла 123 теплохода, и количество посетителей составило 62 тыс. человек, что соизмеримо с населением этого малого исторического города.

Сейчас Республика Татарстан выходит на системный подход к туризму, что находит отражение в правительственной Программе развития сферы туризма в Республике Татарстан на 2008-2010 г.г.

Проведенные социологические исследования показали высокий интерес к круизному туризму и высокий процент постоянных клиентов среди данной категории потребителей туруслуг. Именно это обстоятельство заставляет искать новые подходы к развитию круизного туризма, его инфраструктуры, создавать новые маршруты, предлагать туристам новые услуги, включая интерактивные программы.

Нами начаты дноуглубительные работы в акватории Свияжска и Болгар. Замкнута цепь автомобильных дорог, ведущих к этим объектам, формируется инфраструктура гостиничного бизнеса, позволяющая привлекать туристов не только в летнее, но и зимнее время.

Географическое размещение двух ярких самобытных памятников на Волге дает нам возможность использовать их в соответствии с круизными туристскими потоками. Анализируя ситуацию с местами рекреации на Волге от Нижнего Новгорода до Самары, считаем приемлемым изучить возможность организации двух «зеленых стоянок» в районе Болгар и острова Свияжск. Используя уже существующие транспортные сети и ландшафтную привлекательность, мы совместно с вами можем предложить более широкий спектр туристских услуг для пассажиров круизных теплоходов.

При этом мы считаем необходимым принять во внимание два аспекта проблемы:

  1. «зеленые стоянки» на Волге по ходу круизного маршрута должны быть разнообразными с точки зрения их назначения: экологические, исторические, пляжный отдых, развлечения и т.д. Именно здесь лежит точка пересечения взаимных интересов различных регионов, что имеет на выходе разработку совместных межрегиональных программ;
  2. расширение спектра услуг, предлагаемых туристам, предоставление возможности их выбора в соответствии со своими интересами и потребностями.

Что касается Болгар, в настоящее время принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.10.07 г. № 590 «Перспективы развития Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника», развитие Болгар включено в число первоочередных мероприятий Программы развития туризма, даны соответствующие поручения Правительства республики министерствам и ведомствам. При такой постановке вопроса, сегодняшние проблемы будут сняты, кроме того, предполагается создание соответствующей береговой инфраструктуры (под нее уже имеются проекты), расширение комплекса туристских услуг, а также создание и продвижение новых туристских программ. Данная стоянка может быть сформирована уже в навигацию 2008 года при встречном интересе речников, федеральных и региональных структур. Материалы конференции 2010 года выложены здесь.

Несколько по-иному видится организация «зеленой стоянки» вблизи острова-града Свияжск. Дело в том, что дноуглубительные работы вблизи острова не только крайне затратны, но и не снимают проблему судового хода: теплоходам приходится делать большой крюк при подходе к острову. Предлагается использовать для стоянки остров вблизи Васильево, где глубины достаточны для круизных судов. Это открывает широкие возможности выбора программы для туристов.

малый флотНа самом острове можно организовать пляжный отдых, питание, другие услуги и специальные программы, используя малый флот совершить поездку на остров-град Свияжск (15 минут хода), горнолыжный комплекс и его гольф-поля, в Макарьевский монастырь или автобусную поездку в Раифу (в пределах 20 минут), что при 5-6 часовой стоянке в Казани весьма проблематично.

«Изюминку» проекту придает разнообразие перемещений туристов и доставка их в столицу республики - Казань. Иными словами, в программе появляется и посещение столицы, и многих интересных достопримечательностей, и экзотический отдых.

Таким образом, мы усиливаем внимание к круизному процессу через новые проекты и маршруты, развитие инфраструктуры, разнообразие видов туризма и отдыха (экологический, паломнический, культурно-познавательный, пляжный) и возможности выбора туристских предпочтений, при условии долевого финансирования и включения в расписание круизных маршрутов реализацию проекта «Зеленые стоянки Татарстана» можно начать в период 2008-2009 года.

Считаю приемлемым согласование «зеленых стоянок» с соседними регионами Российской Федерации: Нижегородская, Самарская, Ульяновская области, республики Чувашия и Марий Эл, исключив дублирование видов организации отдыха туристов. Данные вопросы могли быть предметом обсуждения на региональных встречах в продолжение сегодняшней конференции.