Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Роль журналистики в стимулировании туризма

Роль журналистики в стимулировании туризма

А.П. Короченский
Белгородский госуниверситет. Ф-т журналистики.

Современная журналистика, развивающаяся в условиях информационного рынка, тесно связана с различными отраслями деловой деятельности, включая индустрию туризма. Журналистские публикации так или иначе влияют на развитие внутреннего и выездного туризма, всё чаще выступая в качестве мощного стимула потребительской активности граждан в этих областях туристического бизнеса. При этом характер стимула, производимого журналистскими публикациями, определяется нацеленностью публикации на достижение определённого эффекта (оперативного, краткосрочного, долгосрочного), а также содержательными характеристиками публикаций. Тот факт, что научно практическая конференция 2010 года была очень информативной, нельзя отрицать.

публикацииВ зависимости от целей и особенностей журналистских публикаций, оказывающих влияние на развитие туризма, можно выделить несколько типов журналистских текстов такого рода. На наш взгляд, к ним относятся:

  • публикации информационно-справочного характера;
  • журналистские публикации промоцийного свойства;
  • познавательно-ориентирующие публикации;
  • проблемно-аналитические материалы о туризме.

В данный перечень не включены публикации, представляющие собой скрытую рекламу туристских объектов и фирм, обслуживающих туристов, поскольку по своему характеру они не относятся к собственно журналистским публикациям – как, впрочем, и опубликованные в СМИ пресс-релизы и другие информационные продукты, подготовленные PR-службами туристических фирм. PR-тексты отчётливо контрастируют с журналистскими произведениями как по их происхождению (готовятся за пределами медийных организаций), так и по жанровому составу (система жанров пиара существенно отличается от жанровой системы журналистики).

Рассмотрим свойства и особенности журналистских публикаций различных типов, способных оказать влияние на развитие туризма. Включая влияние стимулирующего свойства.

Публикации информационно-справочного характера выполняют задачи общего информирования аудитории о потенциальных туристских поездок, об отдельных объектах туризма и услугах оказываемых туристам. Как правило, такие публикации имеют привязку к определённому оперативному информационному поводу (например, открытию построенной изо льда гостиницы в одной из скандинавских стран), а потому имеют отчётливо выраженный новостной характер. Изложению новости сопутствует детализация, дополняющий информационно-справочный материал (в приведённом примере об открытии ледовой гостиницы – информация об услугах, оказываемых в ней туристам). Подобные журналистские публикации не формируют непосредственные побуждающие стимулы к посещению описываемого туристического объекта и потреблению предлагаемых в нём услуг, однако информируют аудитории об их наличии и характере. Таким образом обеспечивается информированность потенциальных туристов о наличных туристических объектах и услугах – главным образом новых, не известных ранее потребителю.

организация туризмаК журналистским публикациям промоцийного свойства относятся журналистские тексты, так или иначе выполняющие задачи непосредственного стимулирования потребительской активности в сфере туризма. Избегая прямого рекламирования отдельных туристических объектов и фирм, они детально знакомят аудиторию с конкретными вариантами организации туризма и услугами, предлагаемыми туристами в разных местностях и странах мира. Подробное, нередко весьма красочное описание разнообразных способов отдыха, развлечения и удовлетворения познавательных потребностей во время туристической поездки создаёт стимулы к потреблению конкретных описываемых вариантов туризма в краткосрочной перспективе.

Журналистские публикации промоцийного свойства являются одной из разновидностей современной проможурналистики, ориентированной на коммерческое продвижение товаров и услуг в среде потенциальных потребителей. Как средство стимулирования туризма они подчинены краткосрочной тактической цели – побудить потребителя воспользоваться описываемыми туристическими объектами и услугами в ближайшее время. Зачастую журналистские публикации промоцийного свойства сопровождаются рекламными объявлениями, ориентирующими аудиторию на туристические организации, которые оказывают названные услуги.