Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Формирование образовательного кластера в туризме и туристическом сервисе.

Скачать приложение одним файлом

Формирование образовательного кластера в туризме и туристическом сервисе

Ермакова Н.А.,
д.э.н. КамГИФК

кластерОдно из направлений в реформировании системы профессионального образования в республике связано с формированием кластеров. Образовательный кластер - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. Необходимость формирования данной структуры вызвана рядом причин, и, в первую очередь, неконкурентноспособностью выпускников высших и средних специальных учреждений и неудовлетворенностью бизнес-сообщества их слабой подготовкой. Данная проблема особенно становится актуальной для туристического рынка, перспективного, высокодоходного, требующего высококвалифицированных кадров со знанием языков, психологии, экономики, маркетинга, менеджмента, обладающих креативностью мышления и имеющих практический навык работы. Следует отметить, что многие образовательные учреждения высшего профессионального образования, осознав потребность качественной подготовки выпускников, уже создают такие структуры. В частности, Камский государственный институт физической культуры (г. Набережные Челны), который начал осуществлять подготовку специалистов в области туризма и сервиса, ориентируясь на современный туристический рынок и его инфраструктуру. В институте открыто две специальности: «Социально-культурный сервис и туризм» со специализациями: «Гостиничный сервис», «Спортивно-оздоровительный сервис», «Анимационный сервис» и «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» со специализациями: «Детско-юношеский туризм и краеведение», «Менеджмент в сфере рекреации и туризма». Принципиальная схема образовательного кластера в туризме и туристическом сервисе, которая создается на базе КамГИФК представлена на (рис.1) Только тщательная подготовка конференции может стать залогом успешного проведения мероприятия.

образованиеВ качестве предприятий отрасли (работодателей) выступают отечественные и иностранные туристические фирмы, инфраструктурные объекты (спортивно-оздоровительные, физкультурные центры, гостиницы, фирмы специализирующиеся в области анимации и развлечений). При институте имеется гостиница и туристическое агентство «Ралли – тур», являющиеся учебными центрами. Базами практик являются гостиницы города, туристические клубы и компании , а также развлекательные центры, с которыми подписаны долгосрочные договора. Диплом о высшем образовании в настоящее время выдается через 5 лет (специалист в области сервиса и туризма), а при переходе на двухуровневую систему - через 4 года (бакалавр в области туризма (сервиса) и соответственно, через 6 лет (магистр в области туризма (сервиса). Данная схема не исключает возможность поступления в ВУЗ сразу после окончания школы, так как профилизация не должна ущемлять права других выпускников. Однако, практика показывает, что в туристическо-гостиничном сервисе все более становятся востребованными специалисты начального и среднего уровня с хорошими профессиональными навыками. Поэтому данная логистическая цепочка непрерывного образования удовлетворяет не только заказчика, но и клиента сферы образования, который становится востребованным на профессиональным рынке туризма и туристического сервиса. Нам представляется, что механизм функционирования данного кластера одинаково приемлем для всех типов предприятий в сфере образования, поскольку форма собственности будет играть существенную роль при определении госзаказа, обеспечивая устойчивость функционирования учебного заведения. Определение профессиональной пригодности образовательного учреждения оказывать те или иные услуги- прерогатива контролирующих органов федерального или республиканского значения.