Поделиться

Контакты организаторов
Казань
сменить город
Телефоны:
+7 (843) 260-23-23
260-23-45
250-23-45
Казань
Москва
Самара
Уфа
Нижний Новгород
Ульяновск
Чебоксары
Йошкар-Ола
Ижевск
Набережные Челны
Казахстан

Современное место туризма в Российской Федерации

Современное место туризма в Российской Федерации

Камильянов А.В
аспирант КГУ

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших, наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, уступающей по обороту средств только топливно-энергетическому и военно-промышленному комплексу, несмотря на то, что эта отрасль достаточно молода.

туристская индустрияВ соответствии с данными Всемирной Туристской Организации (ВТО) и Международного Валютного Фонда (МВФ), с 1998 г. туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долл. США или 7,9% от 6,738 трлн. долл. США), обогнав автомобильную промышленность (7,8%), производство химических продуктов (7,5%), продуктов питания (6,6%), производство компьютеров и офисного оборудования (5,9%) и топлива (5,1%).

По прогнозам ВТО, к 2010 году общее количество туристов превысит 1 млрд. человек в год, а доход, получаемый от каждого туриста, возрастет почти на 40%. По данным всемирной статистики, каждый турист в месте своего пребывания в среднем тратит 300-500 долларов США с учетом проживания, при этом каждые 30 туристов способствуют созданию одного рабочего места в «прямом» туризме, а 16 туристов создают одно рабочее место в инфраструктуре туризма.

Российская Федерация в целом, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристского потока. По оценкам специалистов ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако, на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями не соответствует ее туристскому потенциалу, составляя 6,8 млн. чел. Подобное несоответствие наблюдается и в нашей республике. (Приложение 1, таблица 1).

Туризм Республики Татарстан

По данным Госкомстата Республики Татарстан в 2003 году республику посетили около 568 тыс. человек (1и более ночевок), из них с целями досуга и отдыха 25%, деловыми и профессиональными 53,8%, лечения и профилактики 19,2%, прочими 2%. (Приложение 1, рисунок 1). В среднем, ежегодный рост туристских прибытий в республику составляет, по экспертной оценке, порядка 12%.

потенциалТуристский потенциал Республики Татарстан (удачное географическое положение, реки Волга и Кама, множество малых рек и озёр, лесные массивы, лечебно-оздоровительные факторы природной среды, исторические и памятные места, уникальные традиции двух великих культур) и составляющие его туристские ресурсы можно соотнести с возможностями развития на территории республики различных видов туризма следующим образом:

  1. Объекты экскурсионного туризма (музеи, которых в Татарстане около 100, архитектурные и исторические памятники и другие объекты показа).
  2. Объекты экологического туризма (2 государственных заповедника: Волжско-Камский и Иске-Казанский, 3 парка: национальный парк Нижняя Кама, Свияжский природно-исторический парк, историко-архитектурный и природный парк Долгая Поляна, заказники: комплексные-12 и ботанические –8, памятники природы: комплексные-9, ботанические-27, зоологические-8, геологические-9).
  3. Объекты лечебно-оздоровительного туризма, созданные на основе использования имеющихся в республике различных лечебных факторов (сеть санаторно-курортных учреждений республики насчитывает 58 санаторно-курортных организаций на 3826 номеров (из них класса «люкс»- 482).
  4. Объекты спортивного и приключенческого туризма, охоты и рыбной ловли (охотничьи и рыболовные хозяйства, горнолыжные трассы, яхт-клубы, спортивные комплексы, стадионы и т.п.).
  5. Объекты паломнического туризма (Успенско-Богородицкий мужской монастырь, Иоанно-Предтеченский женский монастырь, Раифский Богородицкий мужской монастырь, Болгарский музей-заповедник, духовно-религиозный комплекс «Изге-Чишма» - святилище «Святой ключ»).
  6. Объекты бизнес - туризма (международные, общероссийские и региональные выставки, ярмарки, семинары, конференции, организуемые на базе ОАО «Казанская ярмарка», НКЦ «Казань», Торгово-промышленной палаты и др.).

Оценка туристического потенциала

Становление и развитие туристической отрасли требует не только наличие определенных природных или историко-культурных ресурсов территории, но и соответствующую систему обслуживания потребителей туристического продукта. Однако для создания подобной системы и развития отрасли вообще необходима качественная и количественная оценка уже имеющихся возможностей. В таком положение о конференции необходимо говорить в первую очередь!

Отсутствие разработанной методики отбора адекватных показателей и критериев, количественного расчета и анализа результатов – это существенный пробел в теории исследования туристической деятельности региона. Самым объективным методом сравнительного анализа туристического потенциала и территориальных различий внутри региона на сегодняшний день является метод балльной оценки. В своей данной работе я применил балльное ранжирование для оценки туристического потенциала республики Татарстан и выявления территориальных особенностей размещения отдельных объектов туризма.